Храм села ЕлховкиПравославие 

Село Елховка Нижегородского уезда

Село Елховка Нижегородского уезда отстоит от Нижнего Новгорода на 85 верст. Расположено оно на двух, идущих с северо-запада на юго-восток, невысоких холмах, между которыми лежит небольшая долина. Окружающая село местность по преимуществу ровная, имеющая наклон на юго-запад к реке Пьяне, которая протекает верстах в 4 от селения.
Жители села Елховки на половину состоят из мордвы, еще недавно обрусевшей. Улицы, которые населяла мордва, и доселе называются „мордовскими». Местное предание указывает и те места, которые почему-либо почитались мордвой-язычниками. Так, один овраг известен под названием „кладбищенского“. Здесь, говорят, было мордовское кладбище, следов которого до ныне, впрочем, не сохранилось. На юге селения находится овраг „мольбищенский», куда, по преданию, собиралась мордва молиться во время засухи перед дуплами дерев.
В первой половине XVIII столетия Елховские язычники были просвещены светом христианского учения, а их деревня была приписана к соседнему селу Гарышкину. Эта церковная зависимость продолжалась, впрочем, недолго: в 1745 году Елховка сделалась самостоятельным приходом. В этом году здесь был выстроен первый деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, почему и село официально стало называться „Николаевское — Елховка тож“, как видно из надписей на богослужебных книгах. Так, по листам напрестольного Евангелия Елизаветинского издания значится: „Сия книга, напрестольное Евангелие, по присылке из Московской типографии по приказу Преосвященного Димитрия, Епископа Нижегородскаго и Алатырскаго, отдана из духовной Его Преосвященства Консистории Февраля 9 дня 1748 года Нижегородского уезда, Запьянскаго стану в новокрещенное село Николаевское—Елховка тож к новоустроенной у новокрещенов церкви». Этот деревянный храм существовал в Елховке до 1816 года, а потом был перенесен за село на кладбище, где и остается до сих пор не освященным под названием Ильинской часовни. Сюда каждогодно 20 Июля бывает Крестный ход и служится вселенская панихида о всех умерших отцах и братьях.
Вместо этого упраздненного храма жители села Елховки выстроили на средине села новый обширный каменный храм. По свидетельству храмозданной грамоты, выданной Преосвященным Моисеем, Епископом Нижегородским, в 1812 г., и по местному преданию, начало постройки храма положено в 1812 году. По рассказам старожилов, он выстроен исключительно на средства доброхотных дателей. В прежнее время жители Елховки известны были тем, что как ремеслом занимались сбором подаяний на храмы и собирали подаяние не только для своего храма, но и для многих храмов губернии. Елховские сборщики каждогодно целыми десятками отправлялись для сбора пожертвований на храмы, скитаясь вдоль и поперек земли Русской. На собранные такими сборщиками средства и выстроен новый великолепный по внешности храм в Елховке. Строителем храма был местный крестьянин Илья Никитин Силуанов. (Потомство его в лице внуков и правнуков живет доселе в Елховке). Постройка храма, начавшаяся с 1812 года, продолжалась до 1824 года. Материал для постройки добывался на месте и отличался прочностью. Подвозом ого крестьяне занимались сами. Они же с большим усердием помогали рабочим и в переноске кирпича на постройку. По свидетельству описи 1849 года, все здание обошлось деньгами в 20,000 рублей. Сначала храм не имел при себе колокольни, и колокола до 1876 года помещались на звоннице, устроенной на столбах. В храме сначала устроен был придельный алтарь в трапезе и освящен в 1824 году в честь Рождества Христова благочинным села Помры священником Василием Иван. Пицким. В 1839 году освящен был другой придельный алтарь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Освящал благочинный села Пальца священник Андрей Степан. Серебровский. Главный алтарь в честь Вознесения Господня освящен был уже в 1866 году благочинным села Елховки священником Лавром Иларионов. Виноградовым.
Новоустроенный Вознесенский храм имеет форму продолговатого креста и представляет одноэтажное здание, имеющее в вышину 27 сажен, в длину 32 сажени и в ширину 10 сажен. По бокам снаружи он украшен колоннами, а сверху пятью главами. Внутренность храма не отличается богатством украшений. Из достопримечательностей особенно замечательны:
1) Животворящий Крест Христов напрестольный — сребропозлащенный с частями св. мощей патриарха Михаила, Митропол. Анастасия и Исидора Ростовского Чудотворца, весом 1 ф. 32 зол.
2) Икона Божией Матери Всех скорбящих радости. Эта икона особенно почитается прихожанами. Каждое воскресенье по окончании литургии читается акафист и служатся молебны, а во время общественных бедствий, эпидемических болезней, мора скота и т. п. эту икону имеют обычай носить по домам.
3) Такое-же почтение воздается иконе Казанской Божией Матери.
Обе иконы в посребренных ризах.
При храме имеется библиотека, состоящая из журналов духовного содержания, а также книг религиозно-нравственного содержания и полемического. Основание ее положено бывшим священником с. Елховки о. Василием Цветаевым частью на церковные средства, частью на пожертвования соседних священников.
Каменная колокольня начата строиться в 1866 году и окончена в 1876 году. Строителями ее были местные крестьяне. На колокольне семь колоколов: большой — весом 153 п. 24 ф., куплен в 1836 году на Нижегородской ярмарке за 2125 рублей.
Ограда вокруг церкви кирпичная, сложенная решеткой, покрыта железом. В ограде имеются трое ворот — с запада, севера и юга. Длины имеет ограда 40 сажен, а в ширину 18 сажен. Построена она в 1884 году на средства прихожан.
В церковном архиве хранятся:
1) храмозданная грамота, выданная в 1812 году Преосвященным Моисеем, Епископоп Нижегородским, на постройку в селе Елховке храма;
2) план храма снаружи и изнутри;
З) план на церковную причтовую землю, составленный в 1836 году и
4) план колокольни, утвержденный Строительной Комиссией в 1864 году;
5) церковные документы ведутся с 1810 года.
В селе Елховке существуют два кладбища. Первое, древнее, — в середине села, рядом с оградой церковной. На нем кроме могильных возвышений и деревянных крестов позднейшего времени ничего не сохранилось. При раскопках земли на этом кладбище находили иногда мордовские украшения. Новое кладбище основано около 85 лет тому назад. Находится оно вне села в одной версте от церкви, около Ильинской часовни. Кладбище обрыто канавой и обсажено кругом березами.
О первых священнослужителях Елховки сохранилось мало сведений. Из надписи в книге молебных пений видно, что первым иepeeм у новокрещенов был Авраам Иванов. После него был Иван Иванов. Сведение о его имени пришлось получить из надписи этого священника на письменном каноннике, вероятно принадлежавшем ему. Третьим был Василий Михайлов. О всех этих священниках местное предание рассказывает, что жизнь их отличалась крестьянской простотой: своими руками они обрабатывали землю и даже к богослужению ходили в лаптях. С начала основания прихода в Елховке сменилось шесть священников. В настоящее время причт состоит из трех членов: священника, дьякона и псаломщика. Помещается священник в общественном доме, а дьякон и псаломщик в собственных.
Школа в Елховке существует тридцать три года. В первый раз она открыта была местным дьяконом в своем доме без всяких посторонних средств и пособий. В этой школе обучались только читать и писать. С 1867 года по 1870 дьякон получал от Земства жалованья 16 рублей в год. В 1870 году был прислан земский учитель, и школа перешла в ведение Земства. В 1889 году бывшим священником о. Василием Цветаевым открыта была вторая школа — церковно-приходская. Обучение велось сначала в собственном доме священника, а потом его же старанием устроено отдельное небольшое здание для церковно-приходской школы. Обучается каждогодно в обеих школах до 70 человек, из коих большинство мальчиков.
Кроме сего заслуживает упоминания так называемый „Святой ключ». Так называется колодец, находящийся верстах в трех к юго-западу от селения, в овраге, обросшем кустарником. При колодце выстроена деревянная часовня. Здесь, по преданию, жили отшельники, а лет тридцать пять тому назад этот ключ усердно посещал святой жизни муж — дьякон соседнего села Зеленых гор Владимир А. Крутовский и заповедал посещать и жителям Елховки.

(Примечание: Дьякон В.А. Крутовский, как свидетельствует предание, весьма часто приобщался Св. Тайн, всегда подавал милостыню, носил вериги и вообще вел жизнь благочестивую. В народе почитался блаженным. Скончался после литургии в поле во время крестного хода в дьяконском облачении.)

Действительно, и доселе сюда стекается много народу, преимущественно из соседней мордвы. Здесь молятся Богу, а грамотные читают акафисты. Вода ключа народом считается целительной. Почти каждый тяжело-больной долгом считает достать себе попить воды из Святого ключа. Во время бездождья совершается на ключ крестный ход.
Прихожане Елховки все крестьяне-собственники. До 1816 года они составляли вотчину генерал-майора князя Александра Петровича Дадиана. С 1816 года Елховские крестьяне перешли во владение помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В 1848 году сын этого помещика Николай Рюмин отпустил Елховских крестьян на свободу, за что последние в продолжение 37 лет платили в Московскую Сохранную казну выкупные платежи. Благодарная память о Рюминых сохранилась в народе и доселе. До настоящего времени каждогодно в девятую после Пасхи пятницу служится об упокоении их заупокойная литургия и вселенская панихида, а затем устраивается обед для нищей братии на средства общества.
Лет 70 тому назад в Елховке была секта хлыстов. Имя христа носил крестьянин Емелиан Иванов Новожилов, скопивший себе большие деньги, которые по его смерти в 1833 году были разграблены его приближенными.
Ныне народ в Елховке весь православный. Благодаря существующей издавна школе, в народе замечается любовь к чтению книг, но за неимением средств до настоящего года не было возможности удовлетворить этому народному желанию. Недавно местным священником на изысканные небольшие средства положено основание народной библиотеке, из которой грамотные могут брать книги на дом, а неграмотные по воскресеньям могут собираться для общеro чтения.
По занятию народ в Елховке по преимуществу земледельческий. Но, вероятно, по причине недоброкачественности земли, которая недостаточно вознаграждает труд земледельца, здесь с давних пор существует другое занятие — кузнечное ремесло. В селе насчитывается до тридцати кузниц „шиповок», в которых более трехсот человек работают мелкие гвоздики. Гвозди отправляются главным образом на Нижегородскую ярмарку, а также развозятся и в города соседних губерний.
Кроме этого жители занимаются садоводством, которое раньше служило хорошим источником доходов. Садов в селе насчитывается до 200.
Из прежних обычаев домашней жизни сохраняются до настоящего времени только свадебные и обряды на новый год. Несколько раньше существовал обычай в родительские субботы приносить на могилы кушанья, вино и брагу, которые съедались и выпивались приносившими после панихиды тут же на могилах. При этом вырывались на могилах ямки, куда отделялась часть пищи и выливалась часть вина и браги.
Выдающимися годами в истории Елховки были 1839, 1848, 1853, 1859 и 1892-98. В 1839 году был такой мор скота, после которого в селе не осталось ни одной коровы. В 1848 году в Елховке была холера, от которой, как значится в метрических книгах, умерло 14 человек обоего пола. В 1853 году здесь была опять холера, от которой умерло до 50 человек. 1859 год памятен пожаром, от которого сгорело почти все село. В конце 1892 и в начале 1893 годов Елховка пережила новую эпидемию: тиф в различных его формах. Умерших от него было около 70 человек.
Село Елховка, несмотря на немалое расстояние от епархиального города, счастливо посещениями своих архипастырей.
В 1871 году Сентября 22 дня село посетил Преосвященный Викарий Нижегородский Поликарп. Преосвященный особенное внимание обратил на величину храма, а прихожанам говорил о необходимости исповеди.
1876 года Мая 27 дня в Елховке был Высокопреосвященнейший Иоанникий, бывший Архиепископ Нижегородский, ныне Митрополит Киевский. Прибывши в храм, Высокопреосвященнейший любовался великолепием храма, посетил дом священника и приходское училище, где спрашивал мальчиков по Закону Божию.
1884 года 22 Мая посетил село Елховку Высокопреосвященнейший Макарий, ныне Apxиeпископ Донской. По приходе в храм Владыка говорил собравшемуся народу о необходимости посещения храма Божия и должном в нем стоянии и остался очень доволен пением певчих. По осмотре храма Архипастырь посетил дом священника, где производил экзамен ученикам местной школы по чтению и Закону Божию. Ответами мальчиков Высокопреосвященный остался доволен и наградил их крестиками и брошюрами религиозного содержания.
В следующем 1885 году 11 Сентября посетил Елховский храм Высокопреосвященнейший Модест, ныне Архиепископ Волынский, и поучал народ, что среди разных волнений, воздвигаемых на житейском море, необходимо прибегать с молитвой к Великому Кормчему Христу, Который, как святому Апостолу Петру, готов нам подать Свою руку помощи. Затем Архипастырь заставлял учеников училища читать по-славянски и наградил их крестиками.

Сообщ. с. Елховки священник П. Никольский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 22 от 15 Ноября 1893 года

Записи по теме