Образование приходовПравославие 

Из истории образования приходов в Нижегородской Епархии

Учрежденная Нижегородская Церковно-Археологическая Комиссия имеет целью всестороннее изучение прошедшей жизни местной Церкви, начиная от первого появлетя хриспанства в пределах Низовской земли и до близкого к нам времени во всех ее проявлениях, т. е. (примерно) со стороны распространения христианства между инородческим населением края, со стороны образования приходов, устройства церквей и часовень, учреждения Епископской кафедры и проч.
Первыми христнскими насельниками Низовской земли со времени основания Нижнего Новгорода были, конечно, русские люди. Они надвигались сюда из Суздальской области по мере оттеснения инородческих племен далее на Восток и Север от берегов Оки и Волги. Pyccкиe люди надвигались сюда сначала по воле княжеской, а потом, с образования служилого класса в крае, стали поселяться холопы и смерды служилых людей. С возникновения монастырей в Низовской земле началась монастырская колонизация. Были и охочие люди, которые оставляли прежние места жительства и стремились на поселение в новый Низовский край.
По мере населения той или другой местности в Низовской земле Русскими, поселяне нескольких поселков сходились вместе и, поговоря меж себя полюбовно, строили или храм, а чаще на первый раз обширную молитвенную часовню. Так формировался приход.
В образовании приходов и построении церквей более действующими являлись сами служилые люди—владельцы и монастыри, а со времени обращения в христианство инородцев Низовского края для них приходы формировались самими миссионерами и лицами заведующими делами обращения инородцев в христианство. Церкви же для таких приходов созидались по большей части при пособии от правительства.
В высшей степени интересно бы было видеть, как в постепенном порядке в инородческом крае появлялись русские поселки и меж их воздвигались христианские храмы, как среди самих тех инородцев по мере обращения их в христсанство идололяторские требища заменялись христианскими храмами, как, одним словом, Низовская земля покрылась сетью христаанских храмов с группирующимися вокруг них приходами.
Вот, между прочим, задача Нижегородской Епархиальной Церковно-Археологической Коммисии!
С разработкой архивов ей, Бог даст, и удастся многое что совершить помимо другого и в области образования приходов, если и не самого первого времени, то, по крайней мере, XVI— XVII веков. В данное же время по открытым источникам, каковы „Клировые ведомости” и особо составленные “Церковные летописи”, не многое что можно сказать по открытому нами вопросу. Как в Клировых ведомостях так и в Церковных летописях дело ограничивается „Настоящим храмом и приходом” с упоминанием на основании преданий или „памяти стариков”, за несохранившимися документами по большей части по случаю пожара, о прежде бывшем храме, и только, а все это много-много восходит до половины XVII века, тогда как жизнь Церкви Низовской началась в конце первой четверти XIII века!
В более позднее время, с развития крепостничества в Низовских пределах, приходы в крепостинических поселениях почти всецело зависели от помещиков: они были строителями церквей, они же и формировали приходы, переводя одних из своих крестьян от одного прихода к другому, переселяя их из одной вотчины в другую, а иногда перенося и сами храмы из одного селения в другое и таким образом совершенно переформировали приходы.
Но вот лет за сто до нашего времени мы встречаемся уже с таким явлением в области образования приходов в Нижегородской епархии, где власти и желанию владелицы княгини сформировать приход Святейший Синод не соизволил. Дело было так.
Княгиня Наталья Андреевна Черкасская пожелала в вотчине своей Нижегородского наместничества Макарьевской округи из пяти деревень: Межуек, Ежева, Завражного, Солищ и Пумры образовать особый приход с построением для него в Межуйках, своим коштом церкви во имя свв. Адриана и Наталии, а для причта домов, удовольствовав оный, сверх того, пашенной и сенокосной землей. Преосвященный Нижегородский Дамаскин, которому было заявлено об этом желании княгини, по произведенному следствию о том к каким приходам принадлежат теперь означенные деревни, в каком расстоянии они от своих приходских церквей, как удобны пути сообщения с приходами и проч., согласен был на образование нового прихода по желанию княгини. Но на основании циркулярного указа Святейшего Синода от 10 Декабря 1770 г. представил это дело на рассмотрение Святейшего Синода, „прося в резолюцию указа”. Указ этот состоялся 13 Сентября 1778 г. за № 1776. Вот текст его.

“Указ Ея Императорскаго Величества, Самодержица Всероссийския, из Святейшаго Правительствующаго Синода, Преосвященному Дамаскину, Епископу Нижегородскому и Алатырскому.
По указу Ея Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушав доношение Вашего Преосвященства с подлинным делом и мнением о построении по прошению Секунд-Maйopa Князя Николая Черкасского жены Натальи Андреевой дочери в вотчине ея Нижегородскаго наместничества Макарьевской округи в деревне Межуйках вновь деревянной во имя святых мученик Адриана и Наталии церкви с припискою к ней в приход оной же просительницы и мужа ея других четырех деревень, а по следствию де оказалось, что назначаемыя к оной церкви деревни приходом состоят: Межуйки и Ежево Макарьевской округи к селу Заскочихе, Завражное и Селищи к селу Белкину, разстоянием от оных в трех, пяти и осьми, да Пумра к селу Безводному чрез реку Волгу в восьми же верстах; в проездах же от оных деревень к тем приходским селам препятствуют: от Межуек и Завражной болотистое место и овраг, от Селищ в вешнее время разлитие в долинах воды, от Пумры в вешнее ж время разлитие реки Волги, а в осеннее — течете по оной льда, а от Ежева хоть препятствия и не оказывается, но ближайшей к ней церкви не имеется, и от того де случаются в получении христианских треб не малыя остановки; в оных же пяти деревнях состоит приходских двести два двора, которых, за исключением в прежних приходах, останется: в Заскочихе сто сорок девять, в Безводном сто восемьдесят три, в Белкине, в коем были два клира, сто пятьдесят три двора, а потому в селе сем двум клирам быть уже не можно; и когда де дозволено будет показанную церковь вновь построить, то просительница княгиня Черкасская обязуется для построения оной всякой материал изготовить и священноцерковнослужителей из села Белкина один причт перевесть, так же и домы их своим коштом построить и удовольствовать их пашенною и сенокосною землею.
Потаковым обстоятельствам Ваше Преосвященство полагали мнение: в помянутой деревне Межуйках вновь церковь построить дозволить и перевесть из села Белкина одного священника и двух причетников, диакона же определить вновь; однако во исполнение разосланных из Святейшаго Синода во все епархии в 1770 году Декабря от 10 дня указов, предая о том на разсмотрение Святейшему Синоду, просили в резолюцию указа.
Приказали: как из оных доношения и дела явствует, что означенная деревня Межуйки от приходской своей церкви села Заскочихи, так и назначаемый в приход к новой церкви деревни от прежних своих приходских церквей, исключая Пумру, имеющую положение свое на другой стороне реки Волги, состоят в близком разстоянии, и чтобы между ими имелись в проезде какия неудобности или в преподаянии треб происходили остановки, о том с самаго построения тех приходских церквей чрез многие прошедшие годы ни от кого представления не было, почему и ныне о показываемой и то весьма маловажной яко бы в проезде неудобности, чтобы оная в самом деле состояла, сумнительно; для чего Святейший Синод и дозволения на построение вновь в показанной деревне Межуйках церкви давать, и чрез отделение к ней в приход селений из других разных приходов, прежнее их положение в угодность одной помещице, переменять с прибавлением еще в церковный причт и одного вновь диакона, никакой надобности не находит; по духовному же регламенту и по имянному 1722 года Июля 13 дня указу, без крайней нужды церквей и священноцерковнослужителей умножать накрепко запрещено; для того помянутой княгяне Наталье Черкасской в той ея о построении в показанной деревне Межуйках церкви просьба отказать.
О чем ей от Нижегородской Консистории чрез кого надлежит и объявить; вышеупомянутую же состоящую от приходской своей церкви чрез реку Волгу деревню Пумру, буде та река подлинно доставлению обывателям треб препятствует, приписать к другой, состоящей на одном с тою деревнею берегу реки церкви, к которой способнее.”

Подлинный указ подписали: Обер-Секретарь Григорий Рудановский, Секретарь Николай Чернявский, Канцелярист Тихон Иванов.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 1 от 1 Января 1890 года

Записи по теме

вверх