Старая Березовка Сергачского районаПравославие 

Березовский мордво-крещенский приход Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Березовка

Березовский приход называется так по селу Березовке, которое, в свою очередь, получило наименование от березовой рощи, находящейся вблизи села и соединявшей его с деревней того же названия — Березовкой.
При образовании своем приход Березовский состоял из семи деревень: двух Березовок, Акузова, Каменки, Гарей, Юморги и Кисленки, которые все вместе составляли вотчину князя Дадиана, населенную мордвой племени Эрзя.
В начале действий Конторы новокрещенских дел просветительная деятельность миссии коснулась и Дадиановской мордвы. По местному преданию успехам в обращении к христианству Дадиановской мордвы содействовал и сам князь, который поступил в данном случае с мордвами будто бы так же, как св. Князь Владимир с киевлянами, т. е. расположить креститься всех за-раз в р. Пьяне.
Вслед за просвещением Дадиановской мордвы наскоро была устроена в деревне Акузове молитвенная часовня (местное предание знает, что эта часовня стояла лет десять: во имя какого святого была устроена — не помит), к которой, по представлению Конторы новокрещенских дел, Нижегородской епархиальной властью были определены, согласно разрешению Святейшего Синода (Полн. Собр. Зак. № 8792, п. 2) два священника, дьякон и четыре церковника, с тем, чтобы они „новокрещенных закону и детей их грамоте обучали, и всячески тщалися в них христианские обычаи вводить, а пока церковь состроится при часовне церковной требы исправляли бы и в строении церкви надлежащий присмотр имели бы“.
Саму церковь для новопросвещенной Дадиановской мордвы предположено было устроить в той же деревне Акузове, о чем свидетельствуют надписи на казенных церковнобогослужебных книгах (Евангелии, Апостоле, Типиконе, Общей минеи и др.), хранящихся В Березовской церкви. Надписи эти одинаковы на всех книгах, разница только в числе и годе высылки: „Сия книга, по присылке из Московской типографии и по приказу Преосвященного Димитрия, Епископа Нижегородского и Алаторского отдана из Духовной Его Преосвященства Консистории, безденежно, Января 4 дня 1745 года (это время высылки обозначено на Общей минеи и Постной триоди, а на Евангелие, Типиконе и др. — 4 Мая 1748 года) Нижегородского уезда, вотчины князя Дадиана, в новокрещенное село “Акузово“ к новоназначенной у новокрещенвых церкви”.
Но предположение об устройстве церкви в Акузове не осуществилось, вероятно потому, что деревня эта оказалась не в Центре других мордовских селений, намеченных в состав прихода, а на краю их и притом по другую сторону реки Пьяны по отношении к ним.

Старая Березовка Сергачского района, вид на село

Церковь в Березовке

Устроилась же церковь Дадиановской мордвы в первой Березовке (старой) деревянная, с такой же колокольней в честь Рождества Христова в 1752 году в царствование Императрицы Елизаветы Петровны с благословенния Преосвященнейшего Вениамина (Пуцек-Григоронича), Епископа Нижегородского и Алаторского, и освящена в том же году 31 Октября, по благословению упомянутого Владыки, Правителем духовных дел села Порецкого Протопопом Симеоном.
В начальном виде церковь существовала 112 лет. В 1864 году с благословения Преосвященного Нектария она за ветхостью была перестроена и возведена на каменный фундамент тщанием местного землевладельца Степана Яковлевича Кузнецова. В 1867 году с благословения того же Преосвященного Нектария устроен придельный алтарь в честь Божьей Матери Казанской усердием г-жи Кузнецовой. В 1873 году в храме Рождества Христова прежний иконостас, пришедший в ветхость, заменен новым тщанием той же г-жи Кузнецовой и усердием прихожан.
18 Июля 1875 года Березовский храм удостоил своим архипастырским посещением Высокопреосвященнейший Иоанник, благоволивший при своем посещении раздать детям нисколько крестиков. Это архипастырское посещение в летописях прихода достопамятно особенно потому, что во все время существования храма (123 года) оно было первым.

Причт при церкви села Березовки с открытия прихода и по 1843 год состоял из двоих священников, дьякона и четырех причетников, с 1848 года по 1850 год – из 3 священников, 2 дьяконов и 6 причетников, с 1877 года — из 2 священников и 2 псаломщиков, с 1885 года – из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков.
С Ноября 1871 года причт по договору с прихожанами получает содержания в год 1050 р. В это количество входят доходы и от земли с лугами, и от требоисправлений, а также и денежная руга взамен сборов разными продуктами в размере 343 р. 38 коп.
Дома у штатных членов причта мирские, деревянные, выстроенные в 1879 году.
В составе Березовского прихода в разное время произошли следующая перемены:
в последней четверти прошлого века с учреждением губернии деревни Юморга и Каменка, как оказавшиеся в черте Симбирской губернии, отошли к приходам этой губернии;
в 1848 году возник поселок Вязовка (Анникова тож) из выходцев Акузова и новой Березовки;
в 1870 году отошла деревня Акузово, в которой в 1864 году устроилась особая церковь, а в 1870 году открыт самостоятельный приход.

Прихожане храма села Березовка

Прихожане по отношению к земле все исключительно крестьяне разных наименований — есть и временно-обязанные и собственники, но землепашество у них в плохом состоянии. Кроме землепашества занимаются еще извозом, кузнечными и кирпичными изделиями и рыбной ловлей. Но при всем том средства их к жизни более, чем скудны. Причина с одной стороны – малоземелье, так как большинство из них на малом наделе, а с другой — их пристрастие к вину и частые семейные разделы.

По отношение к исповеданию веры — все православные, к храму Божию усердны и все обязанности православного христианина исполняют рачительно. Наклонности к расколу между ними не замечается, если не считать за признак подобной наклонности употребление многими из них двуперстного сложения для крестного знамения. Но суеверий и предрассудков много и, в особенности, между ними распространена ворожба в форме разных гаданий, заговоров, наговоров и нашептываний.
Сyeверия и предрассудки особенно явственны при погребении и поминовении умерших. Например, при похоронах покойников у них делается так: на передней лавке, где лежал покойник, насыпают из горнушки золы с огнем и втыкают косарь для того де, чтобы после не пугаться покойника;
под стол кладут капустные листки, которыми бывают покрыты приносимые сторонними лицами разные поминальные припасы: мука, пироги и проч. После этими листками кормят коров, считая это для них лучшим предохранительным средством от заразы.
При выносе покойника из дому в самой двери гробом касаются до трех раз верхней и нижней перекладин, чтобы через это смерти преградить на будущее время доступ в этот дом.
После погребенья покойника все присутствовавшие при этом, сойдя немного с кладбища, становятся кучкой, причем один из могильщиков очерчивает всех кругом по земле скребком или заступом, употреблявшемся при рытье могилы, через 5—10 сажен действие это повторяется. Это делается для предохранения провожавших покойника от смерти.
По возвращении с похорон, когда провожавшие будут входить в дом покойника для поминовения его, оставшиеся в доме бросают им на встречу полено и косарь, перешагнув чрез которые каждый из провожавших подходит затем к раскрытой печке и заглядывает в нее. Это делается для того, чтобы не печалиться о покойнике и поскорее забыть о нем.
Во время родительских поминовений обыкновенно ходят на могилы, где едят хлеб, мясо, яйца и проч. и пьют молоко, квас и пиво.
Все это и многое другое в этом роде есть, очевидно, остатки языческой старины. Но есть у Березовских мордвов и такие предрассудки, которые возникли уже на почве христианства и есть ничто иное, как следствие неправильного понимания ими его спасительных истин. Так, по их мнению, причащение больных на дому действует только на шесть недель, после чего оно уже теряет силу. Заупокойная обедня только тогда действительна, когда служится отдельно от других и при том не в назначенные Церковные сроки – сороковой день, годины и др., а несколько ранее их, хотя бы даже и на один день.
6 Декабря 1873 года в селе Березовке открыто на средства Министерства Народного Просвещения одноклассное инородческое училище, существующее и до сих пор, но грамотность прививается туго, благодаря предубеждению к ней Березовских мордвов.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 1 от 1 Января 1891 года

Записи по теме

вверх