Церковь в селе БогородскоеПравославие 

Села Богородское и Кузьминка Сергачского уезда Нижегородской епархии

[Село Богородское]

Село Богородское расположено на почтовом тракте из Сергача в Василь Сурск при реке Анде.
О времени основания Богородского и первых его насельниках местное предание, согласно действительности, гласит следующее: в местности, занимаемой в данное время Богородским и прилежащими к нему селами и деревнями, на значительном пространстве росли лет триста и позднее непроходимые леса, что подтверждается сохранившимися и до последнего времени громадными пнями, торчащими во множестве там и здесь на распаханных полях. Эти леса, раскинутые по течению Суры и ее притокам — по тогдашней восточной границе Московского Государства, в течение почти ста лет — от построения Василя-Сурска и до конца смутного времени — служили надежным убежищем беглых в Московском государстве. Сюда же на окраину Московское Правительство ссылало по суду преступников в работы на устроенные здесь казенные поташные заводы на известное число лет с правом водворения потом в этой местности на постоянное местожительство. С течением времени беглые и ссыльные начали соединяться для совместного жительства в поселки.
Тогда-то в чаще лесов по речке Анде образовался и поселок Анда, переименованный — с построением храма — в село Богородское.
Из того, что храм в селе Богородском изначала посвящен Богородице в честь чудотворной ее иконы Казанская, следует заключать, что Анда преобразилась в Богородское не ранее царствоватя Михаила Феодоровича и даже Алексея Михайловича, потомучто храмы на Руси в честь Казанской иконы Богоматери за пределами самой Казани начали воздвигаться не тотчас по ее явлевнии в 1579 году. Но после того, как Нижегородское ополчение князя Д. М. Пожарского, осеняемое чудотворным Казанским образом Богоматери, посланным по завещанию Партиарха исповедника и мученика Гермогена Митрополитом Ефремом в ополчение князя, освободило 22 Октября 1612 года Москву от врогов, и когда царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы молитвами и заступлением Пречистой Владычицы Богородицы, явлется чудотворной Ее иконой Казанская установил праздновать в Москве Казанской иконе Божьей Матери два раза в год: в день обретения св. иконы 8 июля и в день очищения Москвы от поляков 22 Октября. И еще более с того времени, когда царь Алексей Михайлович повелел (1649 г.) день 22 Октября праздновать по всей России.
Первоначальный храм в селе Богородском, сгоревши до основания в 1815 году, по словам местного старца крестьянина Григория Тарасова, которому в год составлетя церковно-приходской летописи было за 85 лет, был деревянный однопрестольный в честь Казанской иконы Богоматери самой простой, незатейливой постройки. Насколько помнит Тарасов, которому в год сгорения церкви было около 15 лет, крыша на церкви была тесаная топором и вся поросшая мхом и даже травой. Церковь ограждена была оградой из простых жердей, пропущенных сквозь деревянные столбы, утвержденных в земле; в ограде же церковной было и приходское кладбище.
От первоначального храма не осталось никаких храмовых принадлежностей: ни икон, ни утвари, ни книг богослужебных, ни церковно-приходских документов, которые вместе взятые и при своем безмолвии могли бы сказать нам хотя нечто из прошлого церковно-приходской жизни обитателей села Богородского.
Настоящий, ныне существующий в Богородском, храм каменный двухпрестольный. Главный — в честь Казанской иконы Богоматери и придельный — во имя святителя и чудотворца Николая Мурликийского. Он начат постройкою вскоре после пожара и совершенно окончен в 1821 году, когда был и освящен по блогословенью Преосвященнейшого Моусея. Храм этот сооружен исключительно на средства прихожан при незначительном пособии посторонних доброхотных дателей и в основных частях своих существует в том виде, как был построен. Только в 1873 году пришлось скрепить главный алтарь каменными столбами и сквозными железными связями, а в 1880 году — поновить придельный иконостас.
Храм в Богородском стоит на горе в центре села. Вблизи храма расположены следующие здания: церковная богадельня, устроенная в 1881 году вдовой крестьянкой Ксенией Егоровой Метловой, имеющая поступить в собственность церкви только по смерти устроительницы, и земское училище, открытое 1 Марта 1873 года, а под горою — волостное правлениe, существующее с крестьянской реформы и заведующее селами Богородским, Кузьминкой и деревнями Мокрым Майданом и Малиновкой.
Дома же священно-церковеослужителей расположены в линии крестьянских построек: у священника дом церковнообщественный, диакон, место которого недавно возстановлено в приходе, проживает пока на квартире, а псаломщик — в собственном доме.
Из церковных документов, начиная с 1816 года, видно, что по 1856 год богородский причт состоял из четырех членов — полного штата, по 1873 год из трех — пономаря уже не было, — по 1885 — из священника и псаломщика, а далее восстановлена вакансия диакона.
По словам того же богородского старца Григория Тарасова во дни его молодости и зрелого возраста причт богородский наряду с крестьянами сам своими руками обработывал землю, которой на содержаниe причта имеется в нарезке 34 десятины.
В настоящее время богородский причт содержится от того же количества земли и денежных доходов за требоисправления, без всяких хлебных сборов и других окладов и пособий.
Прихожане чисто русские и издавна принадлежат к государственным крестьянам, в религиозно-нравственном отношении достаточно развиты: к церковному богослужению усердны и к слушанию поучений внимательны, так что в праздничные дни храм бывает полон молящихся.
С открытия в 1873 году в приходе земской школы — учившиеся и учащиеся, привыкши к клиросному чтению и пению, теперь оглашают храм умелым чтением и пением и тем привлекают в оный еще большее число богомольцев.
Во время случавшихся прежде частых переходов священников из Богородского на другие места, более обеспеченные, в приход незамедлила проникнуть в это удобное время раскольническая пропаганда и уловить в свои сети неосторожных. Не слыша по месяцу и более гласа пастыря и призывного праздничного блоговеста к богослужению, эти неосторожные во дни праздников охотно шли за удовлетворением своей религиозной потребности к начетчикам и начетчицам и легко заражались их раскольничьим мудрованием. Этим объясняется то прискорбное явление, что богородские прихожане до поступления в 1874 году в приход настоящего священника были холодны к важнейшему хрисианскому долгу исповеди и св. Причастия, отзываясь тем, что они не могут «снести Причастия» (раскольническое внушение). Но теперь, слава Богу, прежняя холодность уступила место готовности, как и самый раскол в приходе заметно слабеет. Так что дети раскольников уже посещают православный храм. Теперь раскольников в приходе 40 душ обоего пола и все Спасова согласия.
С распространением грамотности в приходе — грамотные в свободное от занятий время, особенно в праздники, любят заниматься чтением душеспасительных книг. Продолжительная устойчивость пастыря в приходе и школа способствовала тому, что теперь почти не слышно ни в домах, ни на улицах Богородского столь обычного прежде в устах необузданных мужчин сквернословия.
Преимущественное занятое богородских жителей земледелие и отчасти торговля. Средства к жизни у них в общем достаточны.
Приходское кладбище со времени построения новой церкви отведено в сторону от села близ реки Анды, на котором памятников, чем либо замечательных, нет.
Из нарочитых крестных ходов в приходе существует ход 24 Июня в день рождества Иоанна Крестителя, установленный издавна во избавление от градобития полей.
Так как Богородское расположено на трактовом пути из Сергача в Василь-Сурск, то, по памяти старожилов, Архипастыри Нижегородские посещали его через каждыя пять лет. Из архипастырских посещений последняго времени в свежей памяти сохраняются посещения Преосвященнейших Иоанникия 18 Июля 1876 года и Макария в Июне 1881 года. Преосвященнейший Иоанникий к собравшемуся в храме народу говорил речь, в которой убеждал прихожан, чтобы они все от малого и до большого и старца исполняли христианский долг исповеди и св. Тайн причастия, а в земской школе испытывал мальчиков в знании молитв и Священной Истории, при чем знающих наградил крестиками. Преосвященнейший Макарий, преподавая свое архипастырское блогословение собравшемуся в храме народу, убеждал прихожан как можно чаще посещать храм Божий, так как вне Церкви спасение получить невозможно. Школьных мальчиков также испытывал в знании Священной Истории и молитв.

В трех верстах от Богородского находится татарская деревня Анда с мусульманским населением в 700 душ. В этой деревне до 1868 года проживало татарокрещенское семейство в 9 душ прихожан к с. Богородскому. Но во время последнего всеобщего отпадения от христианства татарокрещен — отпало в могометанство и это семейство и теперь продолжает жить вместе с мусульманским населением деревни вне всякого влияния и воздействия приходского пастыря.

[Село Кузьминка]

Церковь в селе Кузьминка
Храм во имя Казанской иконы Божьей матери в селе Кузьминка

До 1754 года к селу Богородскому была приходом довольно населенная деревня Кузьминка с русским населением, образовавшимся из тех же беглых и ссыльных, как и самое Богородское. В 1754 г. Кузьминцы построили в своей деревне деревянную церковь, которая по благословению Преосвященного Феофана и была освящена по имени митропольной церкви в честь Казанской иконы Богоматери.
С нарезкой земли в обеспечение причта в количестве 37 десятин Кузьминка была обращена в самостоятельный приход, в котором в настоящее время до 2000 душ населения обоего пола. За исключением 60 — все православные и в религиозно-нравственном и бытовом отношении отвечающие своим богородским собратам.
Причт при Кузьминской церкви состоит из священника, диакона и псаломщика, из которых священник живет в церковно-общественном дому, а диакон и псаломщик — в своих. В дополнение к содержанию от земли причт получаете от прихода вместо хлебных сборов, по условию с прихожанами, 63 рубля в год.
В Кузьминках имеется церковно-приходская школа, которая, как и земское училище в Богородском, благотворно действуете на религиозно-нравственное воспитание приходского населения.
Спустя сто лет от построения Кузьминской церкви, она стала приходить в ветхость, и тогда — в конце 60-х годов Кузьминцы решили строить каменную церковь, которая с Божьей помощью и совершена к 1872 году и, по благословению Преосвященнейшего Филарета, тогда жe освящена в прежнее наименование местным благочинным города Сергача священником Михаилом Петровым.

Сообщ.: АполлонЪ Мажаровский

Источник: Нижегородские Епархиальные ведомости № 7 от 01.04.1893 г.

Записи по теме