Село ЮрьевоПравославие 

Троицкая гора на реке Пьянe

В селе Юрьеве, расположенном на равнине левого берега реки Пьяны, с храмового холма, на котором высятся Юрьевские храмы (два — деревянный и каменный), можно любоваться прекрасной панорамой правого возвышенного берега той же реки. Первое, что прямо бросается здесь в глаза, это две старинные липовые рощи — справа „Старая Пустынь”, несколько левее – Никольские леса. Далее на восток за Старой Пустынью возвышается вся покрытая прекрасным дубовым лесом „Мушина Гора” (от бывшей тут когда то мордовской деревни Мушек), левее Мушиной горы на меньшем возвышении — такой же лес Ветошкинского владельца Пашкова, за Лесом Пашкова виднеется верхняя часть церкви села Мишукова; вправо от Мушиной горы рядом с ней вся окутанная дубовым лесом представляется взору „Троицкая гора” — гора священная в глазах не только Юрьевцев, но и окрестных селений: Ветошкина, Болобонова, Мишукова, Ново-Еделева, Барских Полян и др.

Троицкая гора получила свое название и стала священною по существовавшему на ней Троицкому монастырю с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери.
У грамотных жителей близлежащих к Троицкой ropе селений во множестве списков сохраняется сказание современное основанию Троицкого монастыря на безымянной дотоле горе. Священнику села Юрьева О. Иоанну Воскресенскому удалось встретить список с этого сказания у прихожанина села Юрьева Маркелла Смыслова, который уверил священника, что списал сказание с подлинника слово-в-слово, ничего не убавил и не прибавил. Сказание это повествует об основании Юрьева и первого храма в нем, но в начале говорит о Троицкой горе, о создании на ней монастыря и принесении в него святыни — Тихвинской иконы Божьей Матери.
Выдержки из этого сказания О. Иоанн Воскресенский занес в церковную летопись села Юрьева. (Весьма жаль, что приведены в летописи выдержки, а не помещено сказание целиком, хотя бы в ремарке) В выдержках о Троицкой ropе говорится следующее:
Когда царь Иоанн Васильевич Грозный шел в 1552 году походом под Казань, то он сделал остановку для дневки близ реки Пьяны, у мордовской деревни Мушек на горе ныне называемой Троицкой. Тут к нему явились гонцы из под Казани от князя Курбского и возвестили, что передовые его отряды, шедшие под Казань, потерпели сильное поражение от татар, которые взяли и очень много полону. Царь Иоанн Васильевич опечалился этим известием и думал уже вернуться обратно на Москву, но вот здесь в сонном видении явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской, вместе с прапрадедом царя Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее. Пробудившись от сна, царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен Божьей Матери и собираться походом под Казань. На месте же видения приказал заложить храм во имя св. Троицы, потому что видение ему было на Троицын день (от чего гора та стала называться горою Троицкой), и обещался, когда пойдет обратно из Казани, посетит Троицкую гору.
Взявши Казань, царь на обратною пути исполнил свое обещание: вторично посетил Троицкую гору, отслужил тут благодарный молебен и обещал прислать сюда икону Тихвинской Божьей Матери и монахов. Возвратясь в Москву, царь Иоанн Васильевич приказал списать копию с чудотворной иконы Божьей Матери, что в г. Тихвине, и послал ее на Троицкую гору, приказав нести ее во всю дорогу на руках до самого места и от села до села провожать с крестным ходом.

Троицкая гора около Юрьево
Троицкая гора

Вместе с иконой на Троицкую гору были присланы царем и 10 человек монахов: иеромонаха Иова с иеродьяконом Серафимом и братией. Этот Иов управлял монастырем долгое время, а потом принял схиму с именем Мины и удалился на расстояние полуверсты от монастыря в урочище, называемое „Старая Пустынь”. Здесь в построенной им келье он прожил молчальником пять лет, а потом, почувствовав слабость здоровья, опять пришел в Троицкий монастырь, и здесь принял большое участие в постройке нового каменного храма. До сих пор, говорит О. Иоанн Воскресенский, существует в среде других развалившихся памятников Троицкого монастыря каменная плита на месте, где был схоронен Иов, на которой можно разобрать имя схимонаха Иова, но время смерти трудно разобрать. Впрочем в упомянутом сказании говорится, что на этой плите начертано будто бы самим Иовом следующее время его смерти: 7154 года февраля 8-го дня. Юрьевские прихожане считают его Праведником.

Погребальный камень Иова

Новооснованный Троицкий монастырь царь пожаловал пашенными и сенокосными землями с правом пoceлeния на них крестьян.
Началась монастырская колонизация. Вскоре вокруг монастыря явились поселки: Ройки, Воронцово, Курбатово и др.
Между тем братия монастыря, памятуя наказ царя и Митрополита Макария первосвятителю Казанскому Гурию о просвещении христианством неверных, занялась вокруг себя обращением ко Христу окрест живущих язычников Мордов и с Божьей помощью имела в этом успех. По сказанию Болобоновской летописи в местах, прилегающих к реке Пьяне, христнство появилось в XVI столетии, именно со времени основания царем Иоанном Васильевичем Грозным на Троицкой горе Троицкого монастыря. Из этого монастыря христианство и распространилось по всей округе, заселенной в то время Мордвами. Оттуда же просветилась христианством и Болобоновская Мордва (тоже сказание почти дословно с Юрьевским приводится в летописи с. Ветошкина), среди которой мы видим уже в 7191 году вместо языческих требищ христианский храм, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Троицкий монастырь существовал до 1764 года, т.е. до учреждения штатов, когда секуляризацией монастырских земель был упразднен 531 монастырь. Оставленный за штатом Троицкий монастырь был обращен в погост. Церкви монастырские (деревянная — царская и каменная —Иовлевская) обращены в приходские. Определенному погостскому причту оставлено в пользование монастырской земли 128 десят. Приход погоста составили те деревни, которые прежде принадлежали монастырю: Ройка, Курбатово и Воронцово.
Троицкий Погост существовал до 1827 года. В этом году, по словам летописи села Ветошкина, Погост и приход упразднены. По словам летописи села Барские Поляны дело было так.
В 1827 году Погостский причт состоял из четырех членов: священника Феодора Григорьева Кондорского, дьякона Петра Павлова Бельского, дьячка Семена Михайлова и пономаря Феодора Троицкого. Дьякон Бельский в том же году был перемещен в село Ветошкино, а за дьяконом решился перейти и священник Кондорский. Раз приехал на Погост к священнику Кондорскому Ветошкинский помещик обер-егермейстер и кавалер ордена св. Андрея Первозванного Василий Александрович Пашков. Между прочими разговорами обер-егермейстер спросил священника: „Чем ты, О. Феодор, меня благословишь?” Тот отвечал: „Благословлю чудотворной иконой Тихвинской Божьей Матери“. Обер-егермейстер намеренно понял это благословение священника в буквальном смысле и предложил ему совместно хлопотать об упразднении прихода Троицкого Погоста с переводом причта вторым штатом к церкви села Ветошкина, причем, имея в виду воспользоваться угодьями Троицкого Погоста, предложил священнику дать причту даровое помещение в своих домах, а ему, священнику, еще сверх церковного дохода 1000 рублей жалованья от себя. Священник Кондорский на это с радостно согласился. Как причину к упразднению Погостского прихода священник и Пашков выставили провалившийся верх каменной Иовлевской церкви, но о деревянной—царской, которая вся была построена из дуба и в ту пору была крепка, умолчали.
Согласно ходатайству Пашкова и причта Погостский приход был закрыт, деревни, составлявшие его, были приписаны к другим приходам: именно — Ройка к селу Ветошкину, Курбатово к церкви села Юрьева, Воронцово к церкви села Болобонова. Каменная Иовлевская церковь упразднена и разобрана, а из кирпичей ее сделаны рыги на хуторах Обер-егермейстера Пашкова. При этом не пощажена была и царская церковь: из нее была вынесена ее главная святыня — чудотворный образ Тихвинской иконы Богоматери — дар царя Грозного созданному им Троицкому монастырю и поставлена в Ветошкинском храме. Священник Кондорский умер, не успев переехать в Пашковские чертоги. Вместо него был определен студент Василий Петропавловский.
Между тем деревянная царская церковь бывшего Троицкого монастыря продолжала стоять в запустении на Троицкой горе до 1855 года. В этом году она перенесена была на другое место, находящееся от Ветошкина на расстоянии трех верст, а прежде находилась в пяти верстах. На новом месте причт второго штата ветошкинского бывшего Троицкого погоста, служил в своей церкви три раза в год: в Четверг на Пасхе, в день Успения и в летнюю родительскую Субботу.
Около перенесенной церкви образовалось кладбище Ветошкинского прихода.
В 1874 году Церковь эта была перенесена в деревню Барские Поляны, из которой сформировался особый приход. Таким образом как бы воскрес снова Троицкий Погост, хотя и не на прежнем месте.
До 1876 года причт Барских Полян продолжал жить в селе Ветошкине и служил в своей приходской церкви редко.
Хотя чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери будет стоять в Ветошкинском храме, святая Троицкая гора не престанет оставаться святой в глазах верующих и будет служить по-прежнему для них предметом религиозного почтения.

Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 4 от 15 Февраля 1890 года

Записи по теме

вверх