Арзамасский собор Воскресения ХристоваПравославие 

Арзамасский Воскресенский Собор

I. Наружное и внутреннее устройство храмов собора.

Арзамасский Воскресенский собор, замечательный по своей внешней и внутренней красоте, находится на верхнем посаде гор. Арзамаса, близ южного склона горы к реке Теше. Собор,(холодный)- здание обширное и великолепное, итальянского стиля, имеет в длину и ширину по 80 сажен, в вышину по средний крест 22 саж., украшен пятью каменными куполами, с главами позолоченными по гульфарбу. Средний купол – большой имеет 20 саж. в окружности и украшен пилястрами между окон. Кровля купола выведена правильным полуциркульным шатром, увенчанным позолоченным яблоком и восьмиконечным крестом. Здание собора окружено четырьмя портиками, на каждом портике возвышаются по 12 (всего 48) колонн ионического ордена, которыми поддерживаются четыре большого размера фронтона. В фасаде храма изображается равносторонний крест. Во внутрь храма ведут трое дверей: западные, северные и южные, с крыльцами из тесанного белого камня. При входе во храм с запада зрение поражается необычайным величием святилища и вместе сиянием иконостаса, возвышающегося в средине на 22 аршина и протяженного в неровной линии во всю ширину храма. Иконостас издали представляется огромной массой золота, в которое симметрически вставлены св. иконы. Своды и купола утверждены на четырех внутренних колоннах и на стенах самого здания. Карнизы и своды между колонн украшены кронштейнами и репьями, сделанными из алебастра. Стенная живопись писана тушью, картины представляют копии с лучших оригиналов. Солея отделяется от остальной части храма резной позолоченной решеткой и возвышается на две ступени. Св. престолов пять: главный – в честь Воскресения Христова, празднуется 13 Сентября, по правую сторону его – св. Александра Невского и Святителя Воронежского Митрофана, далее – Покрова Пресвятой Богородицы, по левую сторону – Святого Великомученика Иоанна Воина и далее – всех Святых.
Пространства внутри от горнего места до западных дверей и от северных дверей до южных по 22 1/2 сажени. Благодаря возвышенной местности, на которой стоит собор, его изящное, как в общем, так и в деталях, здание, видимое со всех сторон издалека, составляет истинное украшение города.
Величественная красота его внутреннего устройства с позолоченным, прекрасной работы, иконостасом, с художественным росписанием стен и куполов производит весьма сильное впечатление на христианское чувство. Вот почему редкий из иногородних посетителей Арзамаса не зайдет помолиться в Соборном храме, не осмотрит его в подробностях, как замечательную редкость.
Это собор холодный, летний.

В 25 саженях от летнего собора к северу находится собор зимний, с главным престолом в честь Богоматери „Живоносного Источника”, по правую сторону – в честь Архистратига Михаила и по левую – иконы Богоматери „Утоли моя печали”. Зимний храм далеко уступает летнему, как по наружной красоте, так и по богатству внутренних украшений. Он устроен в виде корабля и представляет удлиненный прямоугольник 14 сажен и 2 аршина в длину и 7 1/2 сажен в ширину, с полуциркульным выступом на восточной стороне на месте главного алтаря. Здание венчается по средине кровли деревянным восьмигранным фонарем с таким же шатром и позолоченным четырехконечным крестом. Потолок, соединенный арками, поддерживается восьмью колоннами, идущими но четыре в ряд по средне храма. В храм ведут двое дверей: северные и южные.
К западной стене зимнего собора примыкает колокольня, построенная в три яруса, вышиной в 21 сажень и 2 аршина. Колокольня с южной и северной стороны окружена папертями храма и таким образом соединена с последним.
Соборные здания с трех сторон — восточной, северной и отчасти западной — окружены железной оградой.

II. Исторические сведения о храмах собора.

Из сохранившегося при соборе списка с подлинной грамоты Царя Михаила Феодоровича от Сентября 1629 года видно, что около 1628 года Арзамасский собор уже носил наименование соборной церкви Воскресения Христова. А так как местное предание относит основание города Арзамаса ко времени похода Царя Иoaннa Васильевича Грозного в Казань для завоевания сего города, с каковым событием предание связывает и первое насаждение христианства среди населявших местность нынешнего города Арзамаса Мордвы—язычников, то есть основание предполагать, что помянутый храм был одной из первых по времени построения Арзамасских церквей и, быть может, по мысли своего основателя, служил торжественным, видимым знамением победы Христовой истины над язычеством. Предположение это косвенным образом подтверждается другим сохранившимся документом: описной церковной книгой 7151 года, в которой говорится, что погоревший около 40-х годов 17 столетия соборный храм Воскресения Христова был уже весьма ветх. „Внутрь города соборная церковь воскресение Господа Бога и Спаса нашего И. Христа деревянна, клеть церкви вверх шатром, паперти на стрелах, стены от мочи подгнили. Божие милосердие, что унесено у пожару, — Государево данье: местный образ Воскресения Христова и проч.“ Из сего сказания о крайней ветхости погоревшего храма и можно заключить, что он был один из первых построенных в Арзамасе, потому что времени от основания города (около 1552 г.) до пожара протекло сравнительно не много, около девяноста лет. Кроме главного алтаря в честь Воскресения Христова древний деревянный храм имел два придела: один – в честь Вознесения Господня, а другой — во имя Великомученика Феодора Стратилата. Каким был заменен после пожара этот деревянный храм, — по Церковным документам ничего не видно до 1742 года, когда был выстроен храм уже каменный. По рассказам старожилов в Арзамасе существовал называемый в пpocтонародии дубовый собор, построенный из одного дубового леса, который будто бы впоследствии был продан в какое-то село.

(Примечание: В прежнее время не редко практиковался здесь обычай продавать церковное имущество не без дозволения, конечно, высшего начальства. Так, пo документам видно, что в 1804 и 1805 гадах проданы из собора два иконостаса в село Гари Ардатовского уезда, в 1814 г. – иконостас со множеством икон – Арзамасского уезда в село Степаново и в том же году – иконостас в Арзамасскую Введенскую церковь.)

Вероятно, этот храм и был соборным в период времени от пожара до 1742 года. В 1742 году был выстроен соборный храм Воскресения Христова каменный с приделом Великомученика Иoaннa Воина, о пяти главах, с чугунным полом, имел трое входных дверей, окошек в храме было 11 и 8 в куполе. Находился этот храм на месте между настоящими холодным и теплым соборами, где и по сиe время лежат не тронутыми его бут и фундамент. Просуществовал этот храм недолго. Достопамятные события 1812 года возбудили благочестивое усердие граждан г. Арзамаса увековечить постройкой великолепного храма чудное проявление Божественной помощи нашему отечеству в трудное для него время войны 1812 г. И вот с благословения тогдашнего Преосвященного Моисея Арзамасцы решились прежний холодный собор разобрать и на место его воздвигнуть новый, более величественный, каков и есть ныне существующий Арзамасский Воскресенский собор. Много времени употреблено на его постройку: первые совещания граждан и сооружения сего храма начались в 1812 году, вскоре по изгнании Наполеона из Москвы, и созревали к исполнению по мере того, как Господь прославлял оружие России и поражал ее врагов внутри и вне пределов отечества. И все в coбopе приспособлено к памяти этого незабвенного отечественного события. Так, крестообразной формой храма предположено было выразить непобедимую победу, совершаемую силою креста, наименованием престолов ознаменовать или обновление Poссии после понесенных ей бедствий, или подвиги Александра Благословенного, или память православных воинов, поборников веры и отечества, или благодарение Заступнице и всем угодникам Божиим за покровительство и молитвы. Начатый строением в 1814 году, собор окончательно завершен освящением всех существующих престолов уже в 1842 году. Немало принесено и жертв, но жертв исключительно из собственных средств горожан. Усердие к созданию священного памятника было, очевидно, среди жителей города общим, единодушным. Но были и личности, отличавшиеся особенной ревностью к святому делу. Таковы арзамасские граждане: Попечитель храма Сергей Васильевич Быстров, Алексей Александрович Студенцов, Петр Иванович Подсосов, Григорий Суворов и друг.

(Примечание: На средства Студенцова построен весьма ценный иконостас главняго алтаря. О пожертвованиях других лиц будет сказано ниже. Здесь же уместно предать благодарной памяти потомства почтенное имя написавшего план и фасад собора архитектора Михаила Петровича Кориноского. Кориноский — гражданин Арзамаса – по поручению городского общества следил за ведением работ по постройке собора, но впоследствии, будучи вызван в Казанский университет на должность профессора архитектуры (на каковой и помер лет 30 назад), передал заведывание постройкой брату своему Федору Петровичу, при котором собор и закончен.)

Вместе с редким усердием строители храма проявили замечательную обдуманность при ведении дела, неутомимую решимость сделать все в наилучшем, совершенном, насколько позволяли средства, виде, и вышло все прочно, красиво, изящно, начиная от кирпичной кладки здания и кончая резьбой и позолотой иконостасов. При этом нельзя не удивляться экономии, с какой создан громадный и великолепный храм, на постройку и украшение которого употреблено всего 320 тысяч рублей ассигнац. Как мало помогло при постройке настоящего собора разобранное здание прежнего, можно видеть из того, что из кирпича разобранного собора новый был выложен не более как на два аршина от земли. А как громадно количество употребленных на постройку материалов видно из следующих цифр: кирпича пошло (кроме старого) около 5 миллионов с половиной, бутового камня – до 1000 кубических саженей, железа – до 10 000 пудов.
Из пяти престолов собора освящен был первым придельный — Покрова Пресвятой Богородицы 10 Июля 1832 года Епископом Нижегородским Амвросием, а отделан на иждивение Петра Ивановича Подсосова. В следующем году Июня 7-го освящен придел Всех Святых настоятелем Спасо-Преображенского монастыря Архимандритом Александром, устроен усердием купца Григория Суворова. В 1834 году Мая 9 освящен тем же Архимандритом Александром придел св. Александра Невского. В 1840 году 15 Сентября освящен главный алтарь в честь Воскресения Христова Иоанном, Епископом Нижегородским, и 9 Мая 1842 года тем же Архимандритом Александром освящен придел в честь св. Великомученика Иоанна Воина.
В 1794 году, как значится по документам, построена была теплая каменная соборная церковь с главным алтарем в честь Пресвятой Богородицы „Живоносного Источника“ с приделами: по правую сторону — Архистратига Михаила и по левую — свв. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. Эта церковь с разрешения Дамаскина, Епископа Нижегородского и Алатырского (см. его указ от 24 Апреля 1792 г. № 575, за собственноручным подписом и приложением благословенной печати), была воздвигнута по ходатайству соборного причта и городского общества вместо обветшавшей и разобранной каменной теплой церкви, которая имела два алтаря: один в честь Живоносного Источника “, другой — Архангела Михаила. Но с какого времени существовала эта разобранная в 1794 году церковь, по документам не видно, и об ее прошедшем свидетельствует один только прекрасно сохранившийся по настоящее время полотняный св. антиминс, возлежащий на правом придельном престоле, священнодействованный в 1740 году Митрополитом Грузинским Романом. Материалами для новой теплой церкви послужили разобранные церковь и находившаяся при ней каменная богадельня.
Св. алтари, главный в честь Богоматери „Живоносного Источника” и придельный — Архангела Михаила, освящены: 1-й – 13 Декабря 1795 года и 2-й — 20 Января 1796 года игуменом Спасо-Преображенского монастыря Иоанном, а придел во имя свв. Афанасия и Кирилла — 18 Января 1798 г. протоиереем собора Иоанном Андреевым. Вследствие, должно быть, неумелой постройки, эта церковь уже в 1823 году, по освидетельствовании архитектором, найдена ветхой и потребовала капитальной ремонтировки, каковая и произведена была летом означенного года (указы Духовной Консистории от 7 Мая 1823 г. № 833 и от 26 Сентября того же года № 2010) на средства, собранные по подписке. Причем самым крупным жертвователем был священник собора Георгий Феодоров, внесший от себя лично 100 рублей, — сумма по тогдашнему времени и особенно по средствам соборного причта весьма значительная. Выдающимися событиями в жизни теплого собора в последующее время являются:

  1. построение в 1862 году при церковном старосте Будылине изящной работы позлащенного иконостаса и
  2. значительное распространение теплого собора в 1884—1885 годах, когда западная стена храма была изъята и собор увеличен на 19 1/2 аршин в длину здания, вплоть до стены колокольни, а затем для образования папертей стены храма, северная и южная, продолжены еще на 8 1/2 аршин и на западной стороне сведены под прямым углом.

III. Достопримечательности Собора.

Праздничная служба в Воскресенском соборе в Арзамасе

К числу достопримечательных предметов, составляющих достояние Арзамасского Воскресенского Собора, следует отнести:

“Позлащенный и украшенный жемчугом крест со св. мощами, вклад благочестивейшего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, имеющий на оборотной стороне следующую надпись: “Повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца и ево Благоверной Црцы и великой княгини Евдокии Лукояновны и их благородных чад сделан крест варзамасе всоборную церковь воскресению Хстову влето 7151”.

Два маломерных оловянных сосуда, переданных и сохраняемых в Нижегородском Епархиальном Древлехранилище.

Икона Воскресения Христова со страстями в серебряной, позлащенной ризе, помещающаяся в резном позолоченном киоте на колонне с правой сторопы главного алтаря в холодном соборе. Эта икона упоминается под именем „ Государево данье* в описи 7151 года (1643) имущества собора, уцелевшего от пожара, бывшего в 40-х годах 17 столетия, а местное предаие называет ее, как и нижеследующую – Великомученика Иоанна Воина, даром Царя Иоанна Васильевича Грозного, хотя актов в подтверждение предания и нет.

Икона св. Великомученика Иоанна Воина в серебряной позлащенной ризе помещается в вызолоченном резном киоте на колонне по левую сторону гл. алтаря в том же соборе. Эта икона весьма усердно чествуется в г. Арзамасе и окрестных селениях. Она весьма древняя, хотя в сказанной описи и не упоминается.

Иконы Спасителя и Богоматери в иконостасе главного алтаря, принадлежащая кисти известного Арзамасского художника, академика Ступина.

Изображения (тушью) Распятого Спасителя на горнем месте главного алтаря и выше сего места – Тайной Вечери, писаная учеником Стунина Серебряковым.

Икона Богоматери “Утоли моя печали” в серебряной позлащенной ризе помещается в теплом храме на ближайшей с левой стороны колонне к св. алтарю, а летом переносится в холодный собор, где находится с левой стороны царских врат в приделе св. Иоанна Воина. Она так же усердно чествуется в народе: 25 Января — в день ее праздника — собор наполняется молящимися за всеми Богослужениями, а в остальное время, перед ней очень часто служатся молебны. С Октября 1866 г. перед ней еженедельно по четвергам отправляется молебен с акафистом, по усердию почетно-потомственных граждан Подсосовых, к каковому усердию впоследствии присоединились и другие благочестивые семьи.

Образ Спасителя в терновом венце, изображенного по перси, писан на дске — произведение итальянской живописи. Принесен в дар собору в 1875 году дворянкой Е.Г. Виноградовой, к которой поступил из семейства помещика села Кобылина-Никольского Краскевич. Им, Краскевич, приобретен от владельца села Корина В. Баженова, а последним куплен за границей за большую цену.
Церковной утварью и ризницей Арзамасский Воскресенский собор в начале своего существования был весьма беден. В помянутой описи церковного имущества, уцелевшего от пожара 1640-х годов, говорится: „да в той же церкви ризы безинныя, оплечье выбойчатое подралась, да подризный стихарь полотняной, оплечье выбойчатое, потрахиль и поручи выбойчатые—ветхи, да диаконский стихарь крашенинный, оплечье выбойчатое, у ларь (орарь) крашенинный ветх, а больше того риз и стихарей нет; да кадило медное изломано. Сосуды церковные, древянные, покров и воздухи киндячные, прикладу Перфилья Секерина. Да колокольница вырублена на тройце, а в ней три колокола Государева, весу в них три пуда с четью. Один колокол разбит был, и тот разбитый колокол в прошлом в 151 году перелит, а прибавлено меди сборной, данье всяких чинов людей и в том колоколе весу восемь пуд“.

Значительную помощь бедному храму оказал Благочестивый Царь и Великий Князь Михаил Федорович, который после вышесказанного пожара пожертвовал в собор очень много церковных книг и разной церковной утвари. Но из всего этого в настоящее время сохранились только вышеупомянутые серебряный крест с мощами и оловянные сосуды. Построенный в 1742 г. каменный храм Воскресения Христова, как видно из церковной описи 1811 года, был уже довольно богат церковной утварью, которая и доныне служит украшением праздничного Богослужения.
В числе сохранившейся утвари сего храма замечательны по своей ценности:
1) праздничное Евангелие, имеющее на досках 10 фунт. позолоченного серебра 84-й пробы;
2) напрестольный крест 81-й пробы и позолоченный, в 3 фун. 28 золотников;
3) ковчег для хранения св. Даров, серебряный 84-й пробы и позолоченный, в 10 фун.;
4) потир с дискосом и прочей принадлежащей к нему утварью из позолоченного серебра 84-й пробы в 8 фун, 30 золотн.;
5) потир такой же в 6 фун. и 53 золотн. приложен по духовному завещанию Статского Советника Безсонова;
6) запрестольный семисвечник медный, отбеленный, пожертвован купцом Скорняковым;
7) паникадило медное и отбеленное, в 630 руб.;
8 и 9) два меньших паникадила, каждое в 400 руб. сер.
Далее собор очень много обогатился церковным благолепием в ктиторство (1848—1853 г.) Арзамасского почетного гражданина Василия Петровича Подсосова. Ценность всех вещей, поступивших в достояние собора за время службы при нем В.П. Подсосова, простирается до 25 тысяч рублей. При нем, прежде бедная соборная ризница обогатилась очень многими ценными облачениями, каковы, например, риза и дьяконский стихарь малинового бархата и такие же воздухи, все шиты золотом и стоит около трех тысяч рублей. К помянутому облачению Подсосовым сделаны две одинаковые священнические ризы для соборного служения из белой серебряной парчи с букетами, купленной по 20 руб. сер. за аршин, и много других ценных облачений. В ктиторство Подсосова устроено пять серебряных риз, а именно: иконы Воскресения Христова, Великомученика Иоанна Воина, Святителя Николая, Покрова Пресвятой Богородицы и Богоматери “Утоли моя печали”.

(Примечание: Из означенных пяти риз только две, а именно: на иконы Покрова Пресв. Богородицы и Богоматери “Утоли моя печали” сооружены исключительно на личное пожертвование Подсосова, из остальных же:
а) риза на икону Воскресение Христово сделана из серебра, пожертвованного Арзамасским аптекарем Петром Егоровичем Кладиус.
б) риза на икону Святителя Николая – поручиком Николаем Яковлевичем Стобеус, а на икону Великомученика Иоанна Воина – дворянином Федором Ираклиевичем Ханыковым, к каковой иконе последний имел особенное усердие вследствие неизвестно какого проявления Промысла Божия, бывшего над ним через эту икону и сделавшего из Ханыкова, человека до толь легковерного, человеком глубоковерующим. Впрочем, в виду того, что опись церковного имущества 1849 г. только половины серебра на иконе Воскресения Христова относит к завещанию Кладиус, а ризу на икону Великомученика Иоанна – к усердию потомственных почетных граждан Подсосовых, должно думать, что и на украшение этих риз были сделаны крупные пожертвования со стороны В.П. Подсосова. Иначе сказать – пожертвования Кладиус и Ханыкова были в значительной степени восполнены личными средствами Подсосова.)

Серебра в означенных пяти ризах весом около четырех пудов. Кроме того, им лично пожертвован главный колокол собора весом в 510 пудов. Благодарную память о себе оставил и один из ближайших по званию церковного старосты собора приемников Подсосова Арзамасский купец Алексей Иванович Будылин (1858 – 1876). При нем устроен дорогой работы позолоченный иконостас в теплом соборе с находящимися на этом иконостасе иконами, исполненными лучшими Московскими мастерами, приобретены: драгоценная, украшенная во множестве жемчугом, разноцветными сибирскими камнями и расшитая золотом по бархату плащаница (изображения свв. писаны на перламутре), серебряный позлащенный образ Воскресения Христова с 12 праздниками и множество других ценных вещей. Наконец, следует воздать должное современному деятелю, церковному старосте собора Арзамасскому мещанину К.С. Токареву. Помимо капитальной ремонтировки наружных стен и кровли на холодном соборе, значительно обветшавших в предпоследнее время, им с разрешения Преосвященнейшего Макария в 1884 -1885 г. paраспространено здание теплого собора, в чем ощущалась потребность при многочисленном стечении молящихся.
Говоря о достопримечательностях собора, нельзя обойти молчанием входящих в состав его имущества предметов отечественно-исторического значения, каковы:

Воинское знамя (или значек), принесенное и оставленное в co6opе после войны 1815 г. командиром 2 полка 3 батальона Федором Михеевичем Стремоуховым.

Внесенные в собор арзамасской дружиной Нижегородского подвижного ополчения 21 Июня 1856 года три иконы, а именно:
а) поднесенный дружине от Арзамасского городского общества образ Святителя и Чудотворца Николая,
б) пожертвованный дружине от Арзамасской Алексеевской общины образ Божьей Матери, именуемый “Достойно есть” и
в) пожертвованный дружине от крестьянина села Выездной слободы Ивана Сергеева Чичканова образ Святителя и Чудотворца Николая и Св. Великомученицы Екатерины.

Две хоругви, сооруженные иждивением гг. офицеров Арзамасской дружины и находившиеся с ними в походе.
Причта при Воскресенском соборе по штату 1877 года положено: 1 протоиерей, 1 священник, дьякон и 2 псаломщика. На содержание причта полагается:
1) казенного жалованья 58 р. 85 к.
2) процентов по билетам 225 р. 16 к.
3) арендной платы за помещение склада и свечной лавки под собором 120 р. в год.
4) по духовному завещанию казачки Маргариты Кадышевой 7 р. 50 к. дохода в пользу соборного причта с земли в дер. Сосновке.
Содержание соборного причта скудное. Земли при Соборе в г. Арзамасе, кроме церковного погоста, нe имеется.
Под церковными зданиями земли состоит: под летним собором 860, под зимним с колокольней около 200 квадр. сажен.

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 8 от 15 Апреля и № 9 от 1 Мая 1889 года

Записи по теме

вверх