Храм села БыковкиПравославие 

Приход села Быковки Васильского уезда Нижегородской епархии

Село Быковка по местоположению своему и внешнему благоустройству не только прекрасное, но в некотором роде и поэтическое. Расположено оно на незначительной протяжением, но выдающейся по высоте отдельной возвышенности на левом берегу р. Урги (приток Суры). Возвышенность эта на далекое пространство царит над окрестностью. Гребень возвышенности, собственно занимаемый селом, к северу постепенно понижается и не далее, как в расстоянии версты, начинается уже ровная местность, но к югу — по направлению к Урге — он круто обрывается, образуя целый ряд глубоких расселин (оврагов), пространства между которыми представляет из себя род естественных контрафорсов (упоров, устоев, в просторечии называемых „быками”), как бы подпирающих готовую обрушиться в низину возвышенность. Три из этих расселин служат и единственными съездами и въездами из села и в село по направлению к Урге и от Урги. Съезды эти, Быковцами называемые „ввозами”, носят клички: западный – „Крутого”, серединный — „Поповского“ и восточный — „Барского”. Село разбито на две правильные, параллельно одна другой, улицы, пересекаемые тремя переулками по протяжению „ввозов”. Средину села занимает громадная площадь, застроенная храмами, владельческими и общественными зданиями и фруктовым “барским“ садом, а по северо западной и Северо восточной сторонам к селу примыкают в разных направлениях под различными характерными названиями небольшие выселки из того же села, разбитые по горным отлогостям. К югу от площади за причтовым порядком, раскинутом над серединным упором, который сравнительно с западным и восточным отложе, на всем протяжении упора разбит другой барский сад, носящий название “Ливада”. По северной и западной сторонам к Ливаде примыкают сады причта узкими полосами. В низине в основании серединного упора Ливада замыкается обширным прудом, за которым несколько на юго запад разбита площадка, где сходятся все „ввозы” и откуда идут дороги на юго запад – в торговое село Спасское, на северо запад – в приходские деревни Липовку и Сарайку, на север – в Воротынец и Василь-Сурск, на восток – в Покровский Майдан и т. д. Против упоров, через дорогу, по направлению к Урге тянется ряд обывательских огородов, за которыми до самой Урги к югу, а на запад и восток по протяжению ее течения расстилаются пойменные луга. Отлогие пространства, начинающаяся за „Крутым” и „Барским” ввозами на запад и восток все заняты садами, садами и садами, целым лесом садов. Средина сельской площади против причтоваго порядка в линию улицы занята усадьбой землевладельца Ал. Ал—ча Демидова, в одном из зданий которой прежде помещался съезд мировых судей, а теперь Васильская уездная земская управа. За землевладельческой усадьбой к северу стоят три отдельных здания:
1) земской (мужской и женской) школы,
2) арестантской камеры и
3) прежде архив съезда, а теперь склад хлеба для выдачи ссуд.
В северо восточной оконечности села раскинулась причудливая усадьба другого землевладельца Арк. Вас. Демидова.
Храмы в Быковке занимают место по восточной стороне площади: теплый Знаменский через переулок от барской усадьбы, что против „барского ввоза”, а холодный Христорождественский — южнее теплого у самой кручи «барского ввоза”.
Быковка, по толкованию местных старцев, получила свое название от тех упоров-быков, которые поддерживают от оползня гребень горы, на котором раскинулось село. Называется эта Быковка еще и “Княжей Быковкой” с одной стороны в отличие от соименного села Быковых Гор, называемого одним словом Быковка, а с другой более по глубокому побуждению, именно потому, что местность, занимаемая ныне Быковкой, в эпоху основания Василя-Сурска была пожалована роду князей Воротынских, а в год Казанского взятия она принадлежала одному из лучших героев Казани — князю Ивану Михайловичу Воротынскому. Отсюда и само основание Быковки, как русского поселка на территории Казанского царства, едва ли не современно „поставлению на Казанской земле на устье Суры реки у Волги града, нареченного (поставителем) своим именем (княжим) Василем” (Летописец Гацискаго стр. 32), с тем, чтобы град сей служил отселе для Московской Руси стратегическим оплотом от нападений Казанских татар на восточную украину государства – Нижегородскую область с одной стороны, а с другой был бы и исходным стратегическим пунктом для дальнейших наших движений на восток. Во всяком случае Быковка, как русский поселок на Казанской земле, возникла после Василя (1523 г.), но не позднее начала второй четверти XVI века, потому что в половине XVI века она уже несомненно существовала и была во владении князя И. М. Воротынского.
Из того, что в данной местности и до ныне за некоторыми урочищами сохраняются названия монголо-татарские, как например название речек Урга и Сарайга (на последней стоит приходская к Быковке деревня Сарайка, получившая кличку от этой речки), показывает, что здесь до водворения русских довольно времени хозяйничали татары.
По сохранившимся местным памятникам вещественным и по народной устной памяти поселок Быковка оставался деревней до 1711 года. В этом году с благословения Митрополита Нижегородского Сильвестра построена в Быковке небольшая деревянная церковь и освящена в честь Знамения Божьей Матери, при державе Великого Государя Царя и Beликого Князя Петра Алексеевича по благословению Beликого Господина Преосвященнейшего Сильвестра Нижегородского Митрополита в лето от сотворения мира 7219, от воплощения же Божия Слова 1711 год индикта 4, месяца Ноемврия в 26 день в память преподобного отца нашего Алипия Столпника. А святил ту церковь Нижегородский Архимандрит Корнилий при бытности. Так значится на деревянном кресте, хранящемся и доныне в ризнице Быковской Христорождественской церкви. Неизвестно по чьему почину и кем построена в Быковке эта первая церковь, но, судя потому, что она освящена была в честь Знамения Божьей Матери, мы можем не ошибиться в предположении, что первые насельники Быковки были из Новгородских волостей, так как историю русской колонизации по тюрко-финским территориям признано и установлено, что там, где волею или неволею селились выходцы или выведенцы из Новгородской области за время ли господства „вольнаго господина Великаго Новгорода“, или тогда, когда этот вольный господин склонил уже свою буйную голову пред Москвой — везде на новых местах своего водворения они строили и освящали храмы в честь Знамения Божьей Матери в память своей областной святыни и неразрывно-духовного общения с первоначальным местом их родины.
Спустя 50 лет со времени своего построения, именно в 1763 году, церковь эта была капитально перестроена и вновь освящена в тоже наименование „по благословению Преосвященного Феофана Епископа Нижегородскаго и Алатырскаго при державе Императрицы Екатерины Алексеевны вторыя и при Престолонаследнике ея Павле Петровиче 30 декабря 1763 г.“. (Так значится на другом деревянном кресте, хранящемся вместе с первым в церковной Быковской ризнице).
С переходом Быковки во владение именитого рода господ Демидовых один из них, именно флота капитан-лейтенант Василий Львович Демидов „из любви к благолепию святыни” испросил в 1815 году у Преосвященного Нижегородского Моисея разрешение на построение в Быковке, вместо деревянного храма каменного. Разрешенный к построению храм созидался в течение 15 лет и был совершенно готов к освящению только в 1830 году, но последние 10 лет были употреблены собственно на внутреннюю отделку его и снабжение всем благопотребным к священнослужению. Само же здание храма вчерне было готово в 1820 году, что значится на отлитой чугунной плите, вложенной в одну из стен колокольни. Так как строительного материала было заготовлено гораздо более, чем сколько потребовалось его на возведение церковного здания, то Василий Львович, не желая, чтобы материал, заготовленный для храма, был употреблен на какие-либо иные потребности, обратился к Преосвященному Моисею со вторичной просьбой: благословить и разрешить ему из оставшегося матеpиaлa построить в том же селе Быковке другую, небольшую, отдельную, теплую церковь. Разрешенная к построению эта „другая” церковь 23 Ноября 1829 года была уже освящена по благословению Преосвященного Афанасия местным благочинным села Петровки священником Иоанном Васильевым в честь Знамения Божьей Матери, а в следующем 1830 году с благословения того же Преосвященного была освящена и и холодная церковь в честь Рождества Христова Нижегородским кафедральным протоиереем Андреем Алексеевым 12 Июля.
С освящением каменных церквей деревянная Знаменская, как уже излишняя и пришедшая в ветхость, по распоряжению епархиальной власти была разобрана и продана за 600 рублей ассигнациями. Деньги эти по предложению Василия Львовича были положены для обращения из процентов в пользу храмов в Приказ общественного призрения. Спустя 30 лет капитал этот возрос в 1000 руб. серебром и обращен в 4 % непрерывно-доходные Государственные билеты. Проценты с капитала в размере 40 рублей идут теперь на церковные потребы. На месте св. престола упраздненной церкви Василий Львович соорудил памятник: каменный, довольно красивой архитектуры, столп вышиною в сажень, со шпилем, увенчанным крестом, и следующей высеченной на камне, надписью: „В деревне Быковке выстроен деревянный храм во имя Знамения Богородицы в 1711 году, перестроен в 1763 году, за ветхостью сломан в 1830 году”.
Из сооруженных Василием Львовичем храмов холодный, как по изяществу архитектуры совне, так и особенно по художественной простоте внутри привлекает внимание многих ценителей и любителей искусства.

Быковка. Храм Рожлества Христова

Здесь уместным считаем посвятить несколько слов в похвалу памяти храмоздателя. Правнук Акинфия Демидова, пожалованного 24 Марта 1726 года в потомственное дворянство по Нижнему Новгороду, Василий Львович скончался в глубокой старости на 97 году жизни 13 Августа 1861 года в день обретения мощей св. Тихона Задонского. Участник морских битв со Шведами и Турками (в Екатерининские войны) 1788—1791 г.г. под командой адмирала Грейга, генерал-адъютанта Сенявина и контр-адмирала Ушакова Василий Львович по просьбе отца своего Льва Прокофьевича в 1795 году вышел в отставку в чине капитан-лейтенанта флота, будучи 30 лет от роду, и поселился раз на всегда в своем Нижегородском имении Васильского уезда в селе Быковке, где и жил до самой своей кончины, посвятив себя общественным делам уезда и сельскому хозяйству, которое довел до возможного в его время совершенства. Особенное его внимание было обращено на улучшение крестьянского быта. Он задолго предвидел освобождение и, владея слишком 1000 душами, оставил особый капитал, которым крестьяне, еще при жизни его, выкупили свой надел. Запасные хлебные магазины, отправление рекрутской повинности, пожарная часть были доведены Василием Львовичем в его вотчине до совершенства. Память о нем как о благодетеле до сих пор живет в крестьянах его имений. (Родословная Демидовых. Стр. 11. Москва 1873 г.). Могила его находится в ограде Христорождественской церкви.
С построения первой в Быковке церкви в 1711 году и до ее упразднения приходское кладбище во все это время было при ней, а потом с 1830 года перенесено на север за село, отделяемое от него глубочайшим оврагом. На месте прежнего кладбища теперь разбит барский фруктовый сад.
Составь причта с образования Быковского прихода в 1711 году и по 1866 год состоял из полного штата, но за время действия „Положения“ о сокращении причтовых штатов и приходов оставлены были только священник и псаломщик, теперь же восстановлена снова и вакансия дьякона.
В способах содержания причт обеспечен пахотной и луговой землей в количестве 38 десятин и сверх того одна десятина отведена под его усадьбы. Живет причт в домах церковно-общественных, за исключением псаломщика. При крепостном праве в дополнение к доходам от земли, по установлению господ Демидовых, причт получал еще отсыпной ржи до 250 пудов в год по разверстке рабочих мужских душ. С уничтожением крепостного права этот размер дополнения сняли прихожане на себя и заопределили мирским приговором, утвержденным губернским по обеспечению духовенства присутствием, добавив сверх того еще и 30 рублей деньгами.
Первоначально весь приход совмещался в одном селе, но с течением времени по воле господ Демидовых из села выделены еще две деревни —Липовка и Сарайка.
Население Быковского прихода в количестве 908 душ м. п. и 952 д. ж. п., исключительно все русское и по исповеданию веры православное, за исключением 47 душ обоего пола отписных раскольников Спасова согласия.
Из нарочитых крестных ходов, кроме установленных Церковью, в приходе издавна существует обычай ходить крестным ходом в 9 и 10 пятницы по Пасхе для окропления св. водой полей и стад.
Кроме того ежегодно 9 Июля бывает крестный ход из Быковской церкви во cpетeние чудотворного образа Божьей Матери Казанской, который с незапамятных времен носят по обещанию жители г. Козмодемьянска Казанской губ. в село Палец Нижегородского уезда.
Икона эта стоит в Быковской церкви раннюю обедню и молебен с акафистом и водосвятьем, а затем провожается таким же крестным ходом почти до села Ивановского при громадном стечении народа из всех окрестных сел и деревень.
Главная промышленность Быковских крестьян состоит в обильном засевании своих полей льном и в его сбыте, что доставляет им значительный доход. Кроме того они занимаются садоводством в больших размерах, которое обеспечивает их не менее, чем производство льна. Поэтому Быковские прихожане и живут все „справно”: жилые дома у них и все прочие строения как на подбор: одно другого лучше, а потому и село при красотах естественных, обилии садов и хороших постройках кажется весьма красивым.
Почтовая станция и волостное правление помещаются в самом селе.

Сообщ. А. Можароаский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 6 от 15 Марта 1895 года

Записи по теме

вверх