Крещение татарПравославие 

По иcтopии отпадений Нижегородских татарокрещен от Христианства

„В вековом росте своем великое Восточно-Славянское государство (Русь святая) вдвинуло в состав свой многое множество разноверных народцев, из которых большинство или идолопоклонники, или магометане. Просвещение Христианством сих народов было всегдашним желанием и Государства, и Церкви, и Православного общества. И нельзя сказать, чтобы это желание не было и делом; тысячи тысяч инородцев уже упасены во cnaceние. Но и при этом сколько еще остается инородцев, не ведущих Христа! Не говоря об окраинах нашего великого Государства, а тем более о восточных заокраинах его, среди нас в Нижегородской епархии живет свыше 30 тысяч магометан, а бывшая из них тысяча крещеных — снова пошли во след лживого пророка!“—Это слова Преосвященного Хрисанфа, сказанные им с церковного амвона 11 Мая 1878 года к собравшимся ревнителям веры перед открытием Нижегородского Комитета Православного Миссионерского Общества (Миссионер 1878 г. № 22, стр. 275).
Эта крещеная тысяча до уклонения своего снова в магометанство размещалась по следующим девяти приходам Нижегородской епархии:
1) в уезде Сергачском в приходах сел: Пожарок, Богородского, Березовки, Маресева, Еделева и Чуфарова,
2) в уезде Васильском в приходах сел: Сосновки и Маклакова;
3) в уезде Княгининском в приходе села Погореловки.
По числу душ самое большое количество татарокрещен жило в приходе Маклаковском, именно 493 души обоего пола; далее в нисходящем порядке уменьшения, — в приходе Пожарском – 243 д. об. п., Сосновском — 146, Чуфаровском — 123, Маресевском — 38, Еделевском — 10, Богородском — 9, Погореловском — 5 и, наконец, Березовском — 4 души. Ни одно семейство из этих татарокрещен не проживало в самых селениях вблизи храмов и на виду своих приходских пастырей, но все они были разбросаны по деревням с многочисленным мусульманским населением, вблизи мечетей и на виду у мулл, в расстоянии от приходских церквей от двух до пятнадцати верст. Так, в приходе Пожарском татарокрещены жили в мусульманских деревнях: Красном Яру 10 душ в расстоянии от приходской церкви на 15 верст. Трех Озерах – 8 душ в 15 верстах, Уразовки – 48 д. в 12 вер., Семеновской – 57 д. в 7 вер., Пошатовой – 120 д. в 6 вер. В приходе Чуфаровском в деревнях: Ендовищах – 11 д. в 10 вер., Карге – 92 д. в 6 вер., Шубине – 20 д. в 4 вер. В приходе Сосновском в деревнях: Ишееве – 33 д. в 6 вер., Базлове – 60 д. в 5 дер., Андреевке – 53 д. в 2 вер , в приходе Богородском: в деревне Анде – 9 д. в 4 вер., в приходе Березовском: в деревне Овечьем Враге – 4 д. в 3 вер., в приходе Маресевском — в деревне Ключищах 38 д. в 10 вер., в приходе Еделевском: в деревне Грибанове – 10 д. в 5 вер., в приходе Маклаковском: в деревне Татарском Маклакове – 493 д. в 3 вер, в приходе Погореловском: в деревне Камкино – 5 д. в 2 верстах.
„Предки Нижегородских татарокрещен приняли Христианство, по свидетельству статиста о крещёных татарах в Волжском бассейне Е. Малова, в период действий Конторы новокрещенских дел (1740 —1764) и, по признакам, приняли Христианство не по убеждению и добровольно, но или из корысти, или по нужде, так как могометане, замерзелые в своих обычаях, по благоволению к крещению тогда не приходили, разве привлекала кого к тому какая нужда, или дача“. („Стат. свед. о крещ. татарах в Волжс. бас.” Казань, 1866 г. стр., 67).
Современник действий Новокрещенской Конторы князь Щербатов писал в Ноябре 1776 года о тогдашнем миссионерстве следующее: „Правительство давно старалось склонять татар разными способами к крещению, и хотя последуя всегдашнему Российской церкви правилу: не начинать явного гонения, однако даванием награждений и избавлением от достойного наказания тех, которые крестятся, могло умножить христиан, а уменьшить магометан. Но что из сего произошло? – Те, которые токмо для награждения крестятся, суть, конечно, бессовестные люди и тако в них Церковь не находит верных христиан, а которые, избегая от наказания или рекрутства, крестятся, те, бывши нетерпимые люди в их обществе, еще быв от оного отрешены, развратнее становятся и, не имея никакой веры, в самом деле и другим веру христнскую презрительну творят.” (Статистика в рассуждении России — в чтениях О-ва Истории и Древн. Рос. за 1859 г. кн. III, отд. II). Другой современник действий Конторы новокрещенских дел академик Лепехин говорит: „Хотя с 1743 года всевозможное старание было прилагаемо нашим духовенством, дабы иноверцев инородцев просветить православием, но как по темноте их разума никакого твердого основания в вере вперить им было не можно, то старались их склонить другими средствами. Сначала пользовались они многими выгодами, как то: увольнением от податей, которые собирались с некрещеных и за принявших праверие, наконец, давалась желающим принять крещение и награда, почему нередко лакомые до денег раза по два и по три в разных местах крестилися, но из сего произошло то, что многие и поныне не оставляют своих богомерзских обрядов.” (Днев. зап. ч. I, стр. 168, изд. 1795 года С.п.б.).
Неудовлетворительное ведение миссионерского дела Новокрещенской Конторой, заботившейся главным образом только при посредстве внешних мер о возможно большем окрещении иноверцев, а не и о введении их в дух Христианства, завершилось 20 Февраля 1764 года закрытием Конторы во всем ее составе. Проповедание слова Божия иноверцам и утверждение новокрещенных в Христианской вере возложено было теперь на попечение тех apxиepeeв, в enapxиях которых состояли иноверцы и новокрещены. Именно велено было архиереям инородческих епархий, в том числе и Нижегородскому, избрать для сей цели ученых и честного жития проповедников с жалованьем от Коллегии Экономии по 150 рублей в год. За сим новокрещенным велено было наравне со всеми Государственными крестьянами состоять в ведении губернских, провинциальных и воеводских канцелярий, и в случае притеснений и обид искать удовлетворения на общих основаниях в местах, определенных законом. По прошествии льготных сроков новокрещенные обязывались наравне с прочими к платежу податей и поставке рекрут, с тем единственным преимуществом перед иноверцами, что могли вносить за рекрут узаконенное количество денег. (Пол. собр. закон. т. XVI, № 12,126).
В 1789 году разразился башкирский бунт. Когда сведение об этом дошло до Сената, то он почел нужным посылку проповедников в иноверческие селения по (тогдашним) обстоятельствам совершенно оставить впредь до указа и на будущее время отправлять проповедников не иначе, как по предварительному сношению епархиальной власти с начальниками губерний, а Свят. Синод, давая знать во все епархии с инородческим населением о состоявшемся определении Сената, запретил посылать проповедников совсем в иноверческие селения и все сношения по этому предмету со светской власттю остановить. В таком положении находилось это дело в течение десяти лет. Когда-же в 1799 году Свят. Синод спрашивал мнение Правит. Сената о том, посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников по предварительному сношению об этом с гражданским Правительством, Правительствующий Сенат дал такой отзыв: „ Крестившиеся из иноверцев в Христианскую веру принадлежат к церквам своих приходов, а священников долг есть пещись о непоколебимости в вере каждого из прихожан, то за сим их наблюдением по своей пастырской должности и нет кажется надобности посылать в иноверческие селения проповедников”. Вследствие такого отзыва Сената проповедники, учрежденные положением 1764 года, тогда же были отменены и производство им жалованья прекращено.
Принимая Христианство во время действий Новокрещенской Конторы из одних материальных выгод, а не по убеждению в истине, и не утвержденные в ней, инородцы, хотя внешне, из тех же видов, но держались Христиантва дотоле, пока с уничтожением Новокрещенской Конторы не были сравнены в своих правах со всеми другими подданными. Теперь в них, как не имевших убеждения в истине, охладело в конец ycepдие к Христианству: они сделались усердными магометанами и язычниками, какими внутренне были и прежде. Христианство не по убеждению, а из видов корысти ими принятое, сделалось для них игом, от которого они однако ж прямо открытым путем не решаются пока отказаться. Видя часто среди себя официальных проповедников, если не по другим побуждениям, то, по крайней мере, из опасения наказания за отступничество, они удерживаются в Христианстве. Служение Богу по обрядам их прежних религий совершается ими тайно из страха власти духовной и светской. Но вот, с отменой и официальных проповедников, предоставленные единственно попечению приходского духовенства, инородцы начали сперва явно совершать свои магометанские и языческие требы, а затем стали открыто заявлять о своем полнейшем отпадении от Христианства не только приходскому духовенству, но и перед высшим Правительством, и в своих просьбах чрез выборных и полномочных на Высочайшее имя стали просить о дозволении им открыто и свободно исповедывать прежние свои заблуждения. Так, не далее как на третьем году по отмене официальных проповедников, именно в 1802 году, татарокрещены некоторых селений Нижегородской губернии, по внушению мулл, через поверенного своего Естифеева домогаются у Правительства дозволения оставить незнаемое для них Христианство и обратиться снова в магометанство.
О начавшемся движении татарокрещен к отпадению тогдашний Нижегородский губернатор Руновский, по обследовании дела на месте, донес с приложением и мнения Преосвященного Нижегородского Вениамина (Краснопевкова) Министру Внутренних Дел, а министр всеподданнейше доложил Государю Императору Александру Павловичу.
В ноябре 1802 года Нижегородскому губернатору Руновскому дан был следующий именной Высочайший указ: „Министр Внутренних Дел донес Мне о причинах поползновения новокрещеных татар в некоторых селениях вверенной вам губернии к перемене Христианской веры, в донесении вашем и в мнении Нижегородского епископа Вениамина изображенных. Рассмотрев оныя, Я нахожу нужным в пресечении соблазна, от сего произойти могущего, возложить на вас следующее:
1) Обозреть вам лично сии татарские деревни, и по местному их положению, сообразив, не найдется-ли возможности переместить новокрещенных татар в коренные русские селения, предложить им cиe перемещение, не делая однако-ж никакого к тому понуждения; сблизив их таким образом с рожденными и воспитанными в Христианской вере людьми, доставился бы им способ удобнее познать ея обязанности, научиться языку и войти в родственные связи с русскими крестьянами, коим не оставьте вы при том внушить и делом и словом сих новокрещенных татар не презирать и не чуждаться их родства и брачных союзов.
2) Предписать, чтобы новокрещенные татары не были исключаемы от выборов в сельские начальники, в головы, в десятские и т. п. должности.
3) Запретить наистрожайше, чтобы абызы не дерзали соблазнять и обращать принявших Христианскую веpy в магометанство.
Впрочем предписать Нижегородскому епископу, чрез начальство его, согласно сим положениям сделать и с его стороны нужные и от него зависящие распоряжения, о коих Министр Внутренних Дел для сведения вам сообщит. Я надеюсь, что по сношению вашему с духовной властью и по ближайшему местному усмотрению, руководствуясь духом кротости и отметая все меры насильственные, вы не упустите однако-ж употребить все, что может служить к пресечению зла сего в самом его начале и к приведению заблуждающих на путь порядка и истины. Поверенного Естифеева, письмами своими побуждающего крестьян в их предуверении, вместе с сим приказал Я, отыскав в Москве, к вам прислать, а вы имеете, по сношению с Преосвященным, отослать его в монастырь для наставления в вере и исправления; если-же по некотором времени не исправится, то отдать в солдаты, сделав cию меру, в страх другим, гласною в селениях.“ (Полн. собр. закон, т. XXVII, № 20, 536).
По трем пунктам указа, в которых указывается, на что должен был обратить внимание Нижегородский губернатор, можно приблизительно определить и ближайшие причины поползновения новокрещенных татар к отпадению в магометанство. Это, во-первых, совместное сожительство татарокрещен с магометанами, во-вторых, воздействие на них со стороны мулл и, в-третьих, стеснение в общественном положении и преимущественно в должностях над ними магометан.
Нам не известны подробности этого первого по времени отступнического движения татарокрещен, но весьма важно было бы знать об них. Быть может эти подробности не мало объяснили бы и явление позднейших отпадений, а также послужили бы руководством в выборе мер, более других пригодных в обращении иноверцев в лоно Православной Церкви.

Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 20 от 15 Октября 1894 года

Записи по теме

вверх