Что такое православие?

 Познание в православии

Возьмем, к примеру, золотоискателей. Они точно не знали где искать золото. Но они знают пределы, в которых золото можно найти. Этот пример наглядно показывает что такое опыт.

Реально существуют границы, в которых люди могут найти понимание той истины, о которой говорит этот опыт. Мы понимаем, что все те опыты, которые мы исповедуем (которые описаны в книгах) не являются адекватным отражением реальности. Это только пределы, в которых находится истина. Это векторы, указывающие, в каком направлении человек может найти истину. Исаак Сирин писал, что истина познается по силе жития, по силе жизни.

А что по этому поводу говорит евангелие? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Т.е. чистые сердцем увидят эту первую реальность, первоисточник, саму истину, как таковую. Совершенство чистоты есть с начала богословия. Все подобные мысли происходят от одной идеи, и здесь нет никаких исключений.

Познание догматов обусловлено не интеллектуальным напряжением, не философской подготовленностью, даже не природным талантом и мудростью, с которой рождается человек. Познание догматов связано с другим фактором, на который не обращают внимания ни в науке, ни в искусстве, ни в культуре. Только православие говорит: «Блаженны чистые сердцем».

Что за странный подход? Невиданный и неслыханный!

А дело все в том, что если мы познаем мир, наш разум не может выйти за пределы трехмерного пространства, т.к. он сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Это потому, что мы устроены сами трехмерными и потому мы не можем знать, что такое пятимерное пространство.

Но есть другой путь познания реальности. Православие исходит из того, что Бог есть дух. Это нечто иное по сравнению с теми определениями, которые мы находим в области рационального материально-имперического познания.

Постижение духовных реальностей возможно по принципу, который знали еще дохристианские мыслители: подобное познается подобным.

В католицизме и протестантизме ситуация иная. Один кардинал в своем выступлении называл Богоматерь соискупительницей. На вопросы, что это значит? И на каком основании вы так говорите? Он начал извиняться и говорить, что да, действительно, в древности этого не было. Однако должно же идти развитие учения?

В действительности этот кардинал затронул очень важный, принципиальный вопрос: о жертве Христовой. Это уникальное явление, без которого человечество не могло бы обрести потерянного рая. И причем здесь соискупительница, даже если мы говорим о Богоматери?

У католиков познание идет по другому пути. А о протестантизме и говорить не стоит.

Сама соборность – это принцип парламентаризма и более ничего. Если церковное собрание чего-то решает, то это решение принимается. И нет у них другого опыта познания, кроме интеллектуального рассуждения. И в конечном счете большинство у них решает все. Но практика показывает, что большинство не всегда право, что мнение большинства не всегда истина.

Записи по теме