Село АпраксиноПравославие 

Приход села Апраксина Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Апраксино

Село Апраксино отстоит от Нижнего-Новгорода на 180 верст, от Сергача – на 50 и на пять верст – от села Черновского, ближайшей почтовой станки. Расположено оно на равнине левого западного берега речки Сали, впадающей в трех верстах от села в р. Пьяну, и только незначительная часть села, называемая „Критикой”, разбита по правому восточному берегу Сали.
Водой Апраксино богато: кромe Сали и недалекой Пьяны в нем пред каждым порядком, на дворах и огородах понарыто множество колодцев, из которых местные жители и берут воду, но леса поблизости села теперь нет и, за истреблением их, во многом изменился и сам климат окрестности: вместо прежней сырости теперь год от года становится суше, а умеренные прежде по зимам холода сменились на сильные морозы. Не стало в приходе и болезней особых, как порождение сырого климата.
Почва земли местами черноземная, местами же бело-глинистая; грунтовые дороги, удобные по летам и зимам, в водополь и при обильных дождях становятся затруднительными.

Приход Апраксинский состоит собственно из одного села, в коем обывательских дворов 289, душ обоего пола с небольшим две тысячи. Граничит с севера – селом Черновским, с запада – Кистеневым, с юга – Пустошкой-Знаменским, с юго-востока – Селищами, с востока – Чукалами и с северо-востока – Саргой.
По типу образования приход принадлежит к разряду тех селений в крае, которые возникли здесь путем владельческой поместной колонизации. Название села Апраксиным указывает и на тот владельческий род, предками которого положено начало селу. Род Апраксиных ведет свое происхождение от выходца из Золотой Орды Солохмира, в крещении Иоанна, который в 1371 году переселился в Рязанскую область и здесь женился на дочери Рязанского князя Олега Ивановича Анастасии. Петр Великий род Апраксиных за заслуги отечеству пожаловал графским титулом.

Апраксино из владения рода основателей впоследствии перешло во владение рода Новосильцевых. Последним крепостным владельцем с. Апраксина был помещик капитан Алексапдр Петрович Новосильцев, при котором состоялось освобождение крестьян.
Крестьяне с. Апраксина вышли прямо на дарственную десятину и потому с самого освобождения стали называться крестьянами собственниками, а не временнообязанными, как назывались другие, те, которые согласились на полный надел с условием окупать его в известное число лет по освобождении и натуральной барщиной.

Приход села Апраксино

Когда образовался Апраксинский приход — ответа на это не дают ни местное устное предание, ни сохранившиеся церковные документы. По клировым ведомостям, впрочем, известно, что ныне существующая в Апраксине приходская церковь построена в 1730 году. Но первая это церковь по построению со времени образования прихода, или же вторая, третья — об этом сведений нет. Если же предположить, что существующая ныне в Апраксине церковь есть первая по образованию прихода, то и тогда получится уже 163 года существования Апраксииского прихода.
Храм занимает место на площадке внутри села по равнине, прорезываемой ручьем „Будыль“, который обтекает здание храма за церковной оградой с двух сторон. Расстоянием храм от здания земской школы в 22 саженях и от домов поселян и здания волостного правления – в 40. По архитектуре он крайне простой: деревянный, в главной части квадратной формы, с кровлей шатром и одной из древесной чешуйки главой, увенчанной деревянным крестом. До 1869 года не было при церкви и колокольни: она пристроена к притвору в этом году, когда произведена была и внешняя ремонтировка всего церковного здания; деревянная кровля всюду заменена железной, окрашенной медянкой, главы и кресты обиты белой жестью, а стены покрашены белой краской.
Храм однопрестольный во имя Живоначальныя Троицы и до 1882 года холодный. В этом году он переделан на теплый к радости всех прихожан, особенно же старых и больных, старанием церковного старосты А. П. Кузнецова и председателя церковноприходского попечительства Ф. Г. Глазова на средства до 1200 рублей, благотворителей, пожелавших остаться неизвестными.
В 1883 году произведена ремонтировка и внутри храма: стены, потолки, полы, двери и окна выкрашены заново, а иконостас вновь позолочен. Тогда же в ограде церковной построены из кирпича караулка и кладовая, каждая по 7 аршин в ширину и по 9 в длину, крытая железом, и при них дровяной сарай, тоже из кирпича, длиною 10 аршин, а шириною 7, крытый тесом. На все это израсходовано до 2000 рублей, пожертвованных разными лицами, пожелавшими остаться неизвестными.
В 1884 году начата и окончена каменная ограда вокруг церкви с таковой же башней против алтаря с назначением усыпальницы для покойников до отпевания. Денег на это израсходовано от неизвестных жертвователей до 1500 рублей.
Строителями были те же лица, что и при переделке холодной в теплую церковь.

Храм в Апраксино
Храм села Апраксино

Церковь утварью достаточна, но примечательностей в ней нет. В библиотеке церковной имеется книг – 147, названий – 83. Все книги содержания духовного, как то: догматические, нравоучительные, литургические, собеседовательные, канонические и проч. В архиве церковном документов ранее 1821 года нет.

В посещение при обозрении enapxии Троицкой Апраксинской церкви 1 Июня 1887 года Преосвященнейшим Модестом, Владыка, оставляя храм при выходе из него, выразился так: „Благо украшенная церковь”.
В 1841 году последний из крепостных владельцев села Апраксина Александр Петрович Новосильцев построил на сельском кладбище каменную напольную церковь небольших размеров, однопрестольную и одноглавую, без колокольни, круглой формы на манер древнеримского Пантеона со склепом под ней. Иконостас в этой церкви трехъярусный столярной работы с резьбой, покрытой по белому фону, где нужно, позолотой. Иконы для иконостаса писаны все, кроме двух местных икон (фамильных), в Троицкой Сергиевой лавре по золоту живописью. Царские врата резные, вызолоченные; дверь, ведущая в церковь, одна с запада со ступенчатой лестницей к ней. Колокола, числом 4, в которых во всех весу до 6 пудов, висят под фронтоном у входной двери. Утварью и ризницей церковь снабжена строителем в достаточном количестве. Освящение этого храма совершено 5 Августа 1871 года в честь Божьей Матери Владимирского Ее образа. Церковь холодная, покрыта железом и окрашена совне белой краской.
В 1877 году Высокопреосвященнейший Иоанник, обозревши эту церковь, сказал про нее: “Хорошенькая церковь, надобно ее поддерживать”.

Состав причта при Апраксинской Троицкой церкви до реформы 1869 года был полный, затем оставлены только священник и псаломщик, а с 1885 года восстановлена ваканстя дьякона. Содержание причт получает главным образом от земли, которой имеется в нарезке 34 десятины, из них 30 десятин пахотной в трех полях, 3 луговой и одна под усадьбами причта, на которой расположены дома причта: у священника – окупленный приходом, а у дьякона и псаломщика – собственные. Дома все деревянные. Пособием к содержанию от земли всегда служила и служит плата за требы от 3 к. до 2 р. 50 к.

Пастыри общины

Из пастырей приходская память помнит только тех, которые священствовали в Апраксине в текущем столетии.
Первый из них, сохранившийся в памяти, Иерей Николай Васильев – муж ученый по тогдашнему времени: кроме Латыни хорошо знавший и Греческий язык, по жизни воздержанный и трудолюбивый, по старине служивший и обедню в лаптях. Скончался он, исполненный лет многих, в 1819 году.
На место его поступил Александр Никитин – величественного роста и вида. Памятен тем, что перед помещиками настаивал не трудить крестьян (его прихожан) по воскресным и праздничным дням барскими работами, а дать им возможность в эти дни всем ходить в церковь, а в св. Четыредесятницу хотя бы по очереди всем говеть, исповедываться и причащаться св. Христовых Тайн.
На место его в 1838 году поступил Николай Иванович Лавров. Он прослужил в Апраксине штатным священником 23 года и столько же прожил в нем по поступлении за штат по слабости зрения, которого окончательно лишился за 13 лет до своей кончины, последовавшей 14 Ноября 1884 года. Но и за штатом О. Лавров продолжал служить своей церкви, чем мог: он до самой кончины был духовником для многих и, как отличный знаток пения, руководил, не смотря на свою слепоту, устроенным им еще до выхода за штат хором певчих из лиц прихожан, прежде почти не умевших петь.
В 1861 году поступил в Апраксино ныне служащий священник Николай Евфимович Лебедев, кончивший полный куре в Нижегородской Духовной Семинарии, сын протоиepeя г. Лукоянова, магистра богословия Евфимия Ивановича Лебедева. Он с первых же пор с ревностью отдался исполнению своих пастырских обязанностей и, между прочим, заботливости о благоукрашении приходского храма. Так, его заботливостью npиобретен в 1864 году колокол во 127 пудов, стоимостью до 2300 рублей, в 1869 году построена колокольня и произведена внешняя ремонтировка церкви на сумму до 700 рублей, в 1873 году построен церковный шестистенный, крытый тесом, дом в 600 рублей (в нем теперь помещается безвозмездно земская школа для приходских детей) и проч.

Характеристика прихожан

Население Апраксинского прихода все православное. Кроме проявленного с 1864 года и по настоящее время продолжающегося участия в благоустройстве своего приходского храма Апраксинцы лет с 20 назад стали усердно посещать церковные богослужения и исполнять в св. Четыредесятницу важнейший христианский долг исповеди и Св. Тайн Причастия, чего за ними до этого времени не было.

Главное занятие Апраксинских прихожан – земледелие. Но так как в надел они получили только десятину, то волей-неволей вынуждены арендовать земли у соседних землевладельцев. Некоторые из прихожан (в составе 13 семейств) купили себе земли в собственность, в общем до 500 десятин. Подспорьем к земледелию служит торговля, по преимуществу мясным и рыбным товаром. Это дело мужчин, а женщины вывозят на соседние сельские базары своего приготовления в продажу пироги c разной начинкой и этим добывают копейку в Дом.

Умственное развитие Апраксинских прихожан с распространением грамотности в приходе начало значительно подниматься. Распространению грамотности в приходе начало положило духовенство. Сначала члены причта занимались обучением крестьянских мальчиков чтению, письму и молитвам по зимам у себя на домах безвозмездно и вне всяких программ. Но с 1873 года открылась в приходе правильно поставленная земская школа, в которой ежегодно обучается от 50 до 60 человек. В пятой доле из этого числа – девочки. В настоящее время общее число грамотных в приходе свыше 500 человек.

При Троицкой Апраксинской церкви с 20 Сентября 1874 года существует церковно-приходское попечительство. За все время своего существования оно старалось и старается своими добровольными сборами и пожертвованиями приносить пользу церкви, школе, причту и погорельцам прихожанам. Так:
в 1882 году им собрано и роздано погорельцам села Апраксина 40 рублей;
в 1883 году им пожертвовано для приходской церкви кирпича на 60 рублей;
в 1884 году им пожертвовано кирпича для церковной ограды на 40 рублей;
в 1885 году им приобретен резной позолоченный киот в церковь для образа св. Великомученицы Варвары в 50 рублей;
в 1886 году председателем попечительства крестьянином Феодором пожертвовано 20 рублей на наем учителя пения для певчих и причту лугов на 24 рубля;
в 1887 году им же сделано такое же пожертвование.
В настоящее время выборных членов церковно-приходского попечительства 7 человек под председательством того же Ф. Г. Глазова.

Фрагменты церковной летописи

В церковно-приходской Апраксинской летописи, составленной местным священником Н. Е. Лебедевым, отмечены между прочим следующие случаи церковно-приходской жизни.
Под 20 Ноября 1881 года: „Сегодня скончалась от чахотки супруга моя О. Н. 40 лет, оставив шесть малолетних детей. Что я буду делать с ними? Да будет, Господи, воля Твоя, яко На небеси и на земли! Пред кончиной она напутствована была Таинствами, а при погребении и оплакана всем приходом. По Молитве православных сотвори ей, Господи, вечную память!”
Под 10 Октября 1883 года: „Сегодня псаломщик нашего села А. Н. Можарский Преосвященнейшим Макарием посвящен в дьякона в наше село. За 12-летнюю службу в должности псаломщика при хорошем поведении Бог сподобил его дьяконского сана. За Богом молитва, а за Царем служба не пропадает. (В Марте 1885 года дьякон сделан штатным с правами на две части доходов).
Под 25 Августа 1886 года: „Завтра храмовый праздник в нашей напольной кладбищенской церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери. При сем мне пришла на мысль судьба этого храма. Построен этот храм в 1841 году и до 1871 года, втечение 30 лет стоял не освященным. Строитель храма — помещик села Апраксина капитан Александр Петрович Новосильцев в этом случае разделял присущее многим господам предубеждение, что как скоро храм освятят, то он, строитель его, непременно скоро умрет. Эта суеверная боязнь смерти и удерживала строителя храма от освящения церкви такое долгое время. Он так и умер с тем, что построенная им и всем потребным попреизлиху снабженная церковь осталась не освященной. Значит смерть косит храмоздателя и до освящения храма! Господин Новосильцев скончался 19 Марта 1871 года и положен в фамильном склепе под основанною им церковью, где ранее того погребена мать его Наталия Алексеевна, урожденная Астафьева, и другие их родственники. Храм же освящен был в том же (1871) году б Августа. Св. Антиминс (шелковый-голубой), положенный на престол этого храма, священнодействован Преосвященнейшим Афанасием, бывшим Нижегородским в 1830 году, он был прежде в церкви села Медынцева. Высокопреосвященнейший Иоанникий в 1877 году при посещении сего храма сказал о нем: “Хорошенькая церковь, надобно ее поддерживать”. А прихожане как-то холодно к ней относятся, говорят: “Она не наша, не мы ее строили”, и потому даже и не празднуют, когда бывают в ней храмовые праздники. Надеюсь, что время все изменит, и взгляд такой прихожан на „барскую” церковь изменится, как скоро изгладятся в последующих поколениях прихожан воспоминания о барщине и тяжелых испытаниях 1861 года”.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 18 от 15 Сентября 1893 года

Записи по теме

вверх