Село Ивково Гагинского района Нижегородской областиПравославие 

Приход села Ивкова Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Ивково отстоит от губернского города Нижнего Новгорода на 180 верст, от уездного Сергача на 60 и от ближайшей почтовой станции на 15 верст. Расположено оно в долине, по которой протекает ручей с устроенными на нем запрудами. Сельчане из этих запруд пользуются водой для скота и разных хозяйственных потребностей, а для себя употребляют воду из колодцев.
Окружающая Ивково местность болотистая, покрытая кустарниками. Почва земли глинистая, но есть и чернозем. Климат умеренный. Грунтовые дороги не особенно затруднительны.
Граничит Ивково с севера с Девичьими Горами Лукояновского уезда, с юга с Ляпней, с востока с Пересекиным и с запада с Маресевым.
Название свое Ивково получило по преданию от множества громадных ив, растущих и по сие время по рытвинам и низменностям селения.
Население Ивкова русское, но между Ивковцами есть не мало с татарским типом лица. Происхождение их народное предание приписывает сближению русских с татарами, жившими лет 200 назад в северо-восточной стороне от Ивкова по отлогостям гор. Такого происхождения ивковские татаро-руссы не отрицают и сами.
Время возникновения Ивкова как поселка с точностью неизвестно, но как село оно существует с небольшим сорок лет. В 1846 году Ивковский помещик генерал Николай Николаевич Анненков по завещанию своей матери с разрешения Свят. Синода и по благословению Преосвященного Нижегородского Иоанна заложил в Ивкове храм, который через пять лет был совершенно готов как внешней, так и внутренней отделкой и всем Потребным для богослужения строителем снабжен. Освящение храма состоялось в 1851 году по благословению Преосвященного Иеремии благочинным священником села Маресева О. Василием Языковым. Тогда же со стороны помещика в обеспечении содержания будущего причта нарезано земли пахотной и луговой 33 десятины и усадебной 1 1/2 дес., а для временного проживания причта отведены помещения во флигелях господского дома.
С определения в Ивково первого со времени освящения церкви священника Евгения Писарева в 1852 году открылся и самостоятельный Ивковский приход. Тогда же к Ивкову была отчислена от Девичье-Горского прихода при его разделении деревня Пекшать Лукояновского уезда, а в 1866 году по ходатайству г-жи Юферовой была присоединена к Ивкову еще деревня (сельцо) Уда, населенная мордвой-эрзя, отчисленная от прихода села Пичингуш Лукояновского уезда. Число дворов в Ивкове 80, в Пекшати 47 и в Уде 137, а всего населения в Ивковском приходе м. п. 904 души и ж. п. 885.

Храм в Ивкове построен в центре села на возвышенном полуострове, окруженном с востока, севера и запада припруженной водой, почему и ограда храмовая устроена только с южной стороны, которой площадь церковная соприкасается с площадью селения.
Расстояннием храм от жилых домов поселян на 28 сажен, от школы на 5 и от волостного правления на 1/4 версты. Зданием деревянный на каменном фундаменте с таковой же колокольней в три яруса. Высота храма 16 сажен, длина 12 1/2 и ширина 5 сажен. Кровля на нем железная. Престолов три: главный во имя Живоначальной Троицы, а придельные в трапезе но правую сторону – во имя святителя Николая, а по левую в память обновления храма – Воскресения Христова.
На зиму в трапезе уставляется железная печь.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями Ивковский храм не богат, но все, что имеется в нем, — вклад строителя Н. Н. Анненкова.
Библиотека церковная заведена с 1866 года и постепенно пополняется с каждым годом особенно книгами гомилетического содержания. В архиве церковном кроме метрик, духовных росписей, клировых ведомостей, брачных обысков и приходо-расходных книг со времени образования прихода, других документов нет никаких.
Кладбище приходское отмежевано при самом открытии прихода на полуверстном расстоянии от церкви в квадратную десятину. Оно окопано рвом и ограждено валом.
Причт при Ивковской церкви с открытия прихода и до “положения” о причтовых штатах 1869 года состоял из священника и двоих причетников, потом из священника и псаломщика, а с отменой помянутого „положения“ учреждена в 1885 году вакансия дьякона.
Кроме земли причт содержится от доброхотных даяний прихожан за требы.
Земля при трехпольной системе дает средним числом до 300 мер, а доброхотных даяний получается в год крайне ограниченное количество. Так что в общем содержание причта малодостаточно.
По освобождении крестьян члены причта вынуждены были выселиться из господских флигелей и построить собственные дома, которые, несмотря на правительственное распоряжение о приобретении церковью общественных домов причтам, в Ивкове остаются неокупленными у причта обществом прихожан и по сие время.
Население Ивковского прихода, хотя и все православное, кроме одной семьи в деревне Пекшати Спасова согласия, но тайно весь приход заражен духом раскола. Этот дух раскола поддерживается в приходе начетчицами, старыми девами-келейницами. Ивковцы усердно соблюдают посты, выражая говение в строгом воздержании от запрещенной пищи и добровольном пощении по понедельникам втечение круглого года в так называемые постные недели. Неохотно принимая в храмовые праздники в свои дома храмовые иконы для служения молебнов, Ивковцы считают необходимым и полезным делом служить общественные молебны на полях по разным нуждам земледелия.
Поминовение усопших по церковному чину совершают не многие, а большей частью ограничивают это поминовение кормлением нищей братии и чтением Псалтири какой-нибудь начетчицей-келейницей.
Экономический быт Ивковцев не завидный: Ивковцы вышли на дарственный надел, а потому за недостатком своей земли вынуждены арендовать ее у землевладельцев, или работать “исполу”. Пастбищ, лугов и лесов в их наделе нет, от того и скотоводство у них еле держится. Из отхожих промыслов у них развито плотничество и батрачество. Дома у Ивковцев деревянные и при каждом почти имеется сад. У некоторых домохозяев в садах стоит по несколеко ульев пчел. В приходе имеется 10 ветряных мельниц и две круподранки, принадлежащие крестьянам.
Сооциально-юридический быт Ивковцев одинаков с другими подобными же селениями.
Грамотность в приходе мало развита, благодаря отсутствию правильноорганизованной школы. Школа грамоты открыта в 1887 году местным дьяконом в церковной караулке на 6 мальчиков, да в деревне Уде занимается обучением мальчиков отставной солдат.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 24 от 15 Декабря 1893 года

Записи по теме

вверх