Знаменское село, церковьПравославие 

Приход села Знаменского (Пустошки) Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Знаменское-Пустошка отстоит от Нижнего Новгорода на 180 верст, от Сергача на 50 и на 8 верст от ближайшей почтовой станции. Расположено оно по обоим берегам небольшой речки (протяжением не более 30 верст и в ширину до 5 аршин) Сали, впадающей в р. Пьяну, и образует две почти равные правильные улицы, склоненные немного к речке. Выше и ниже села по течению Сали в склонах к ней тянутся широкой лентой прекрасные (по отcyтствию болот) пойменные луга, а выше склонов по ту и другую стороны залегает чернозем полевой. Климат в селе здоровый. Несмотря на близость речки сельчане пользуются водой из нее только для своих хозяйственных надобностей, а для домашего обихода берут воду из колодцев, которых понарыто достаточно.
Начало образования Знаменского , как поселка, восходит к последней четверти XVII века, когда доселе лежавшие впусте земли стали принадлежать роду господ Сущевых. Приняв во владение пустопорожние земли, никем еще доселе не обрабатываемые и не заселенные, г.г. Сущевы для обработки их переселили на пустошь часть своих крестьян из старинных своих вотчин и посадили их там, где ныне село Знаменское-Пустошка. Впоследствии та часть Пустошки, которая расположена по левому берегу речки Сали, со всеми крестьянами, жительствующими в ней, была отдана в приданое Анастасье Петровне при выходе ее замуж за Беклемишева, и прозвалась с того времени та часть Пустошки сельцом Анастасовым. Название же Пустошки осталось только за поселком по правую сторону речки.


Название села Пустошкой — народное, а официально-административное — Знаменское, по первому по времени храму в нем в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Этот первый храм Пустошане устроили у себя не сами вновь, а перенесли его в свой поселок готовым из только-что упраздненного села Срезнева.
По правую сторону дороги, пролегающей ныне из села Знаменского в село Апраксино, в поле стоит одиноко небольшая каменная часовенка, напоминающая собой первоначальное место Знаменского храма, вокруг которого было расположено село Срезнево. Село Срезнево за бунт крестьян против помещика было порушено последним: он молодых людей отдал в военную службу, а остальных на заводы в Муромский уезд. Церковь же была перенесена в Пустошку. Это было в первой четверти XVIII столетия в разгар Великой Северной войны.
Церковь, перенесенная из Срезнева в Пустошку была зданием деревянная, холодная, с двумя престолами — Знамения Божьей Матери (главный) и Нерукотворенного Образа Спасителя (придельный). В этой церкви богослужение совершалось до конца XVIII века. В церковной описи, составленной 13 Августа 1802 года, говорится: „В селе Знаменском церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы деревянная, холодная, ветхая, в коей по причине ея ветхости служить запрещено”. А из церковной описи за 1810 год видим, что в Знаменском к этому году была построена уже другая деревянная и тоже холодная однопрестольная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, а ветхая Знаменская о двух престолах почислена упраздненной.
Знаменская церковь стояла недалеко от нынешнего Николаевского храма на том месте, которое называется старым кладбищем. Место это с признаками могил и остатками надгробных памятников поросло ныне травой и образует луг, посреди которого до 1848 года стояла часовенка. Новое кладбище отведено в год построения Николаевской церкви и находится от нее в расстоянии 1 1/2 версты, обрытое глубоким рвом.
Ныне существующая приходская деревянная Николаевская церковь построена владельцами села и освящена во имя Святителя Николая; но Пустошане и по cиe время по храмовому празднуют день Знамения Божьей Матери и день 16 Августа Нерукотворенного Спаса. В последний день ежегодно на торжественном богослужении совершается крестный ход на старое кладбище (место стояния Знаменской церкви), где служатся молебны и вселенская панихида по усопшим, тогда как храмовые дни Николаевского храма 6 Декабря и 9 Мая празднуются как дни только чтимые. Kpoме того, из святыни Николаевского храма особенно почитанием и поклонением пользуются иконы, бывшие местными в упраздненном Знаменском храме — Знамения Божьей Матери и Нерукотворенного Образа Спасителя, оправленные в сребро-позлащенные ризы с жемчугом и каменьями. Эти две иконы, и только они одни по преимуществу досточтимы Пустошанами.
Из достопримечательностей Пустошкинского храма обращают на себя внимание:
а) резной образ Воскресения Христова на горнем месте;
б) разной же образ снятого с креста Спасителя по правую сторону горнего места;
в) разной же образ распятия Христова на кресте с предстоящими по левую сторону горнего места;
г) небольшой деревянный крестик с резным изображением Спасителя на кресте, оправленный в серебро, со следующей надписью на оборотной стороне: „Мощи святых: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного , Василия Великого , Григория Богослова, Григория Нисского , Иоанна Златоустого , Гурия и Варсонофия Казанских, св. Анны матери Пресвятой Богородицы, Князя Александра Невского, Михаила Черниговского, Пераскевы Пятницы, Великомученицы Варвары, Феодора Тирона, Иоанна Воина, Феодора Стратилата, Великомученика Никиты, Серия Чудотворца — по обещанию Григория Исаева сына Беклемишева”. Крестик этот хранится в особом киоте в алтаре.
В церковной библиотеке имеется трехмесячная Минея со следующей надписью на обороте последнего листа (заглавного нет): „1719 году в Июне месяце сию книгу три месяца Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Минею купил стольник Феодор Феодорович Трескин, дал сорок алтын“. Летосчисление написано славянскими буквами, а пропись фигурным старинным шрифтом чисто и четко.

Речка Саля
Речка Саля

Приходский Николаевский храм села Знаменского находится вне села, на расстоянии от жилых домов в 120 саженях, на довольно возвышенном месте по правую сторону речки Сали и представляет собой четырехугольное продолговатое деревянное здание с одним возвышающимся массивным куполом. Крыша на оном железная, покатая на две стороны, а над куполом круглая, окрашенная медянкой. Глава утверждена на фонаре, крест на оной деревянный, обитый белой жестью. Колокольня с 5-ю колоколами на ней, соединена с церковью и построена одновременно с ней. Кругом храма – решетчатая ограда, построена на средства прихожан.
В 1848 году иждивением местной помещицы Елизаветы Ивановны Сущевой построен на кладбище каменный храм со склепом, в коем покоятся тела усопших господ Сущевых. Храм освящен тоже во имя святителя Николая, как и приходский, деревянный.
К приходу села Знаменского издавна принадлежали деревни Пикшень и Аникеевка Лукояновского уезда, но с построением в 1869 году в Пикшени церкви эти деревни выделились из Знаменского прихода и образовали приход самостоятельный. В настоящее время Знаменский приход состоит собственно из села Пустошки и сельца Анастасова, в которых вместе до 160 дворов.
Причт от начала образования прихода и до 1842 года состоял из полного штата: с 1842 -1861 при двух священниках; с 1861 по 1869 г.— до приходской реформы и церковных штатов опять из полного штата; с 1869 года и по cиe время — из священника и псаломщика.

Проект церкви в селе Знаменское
Проект церкви в селе Знаменское

Основой содержания причта служила и служит земля, которой в пользовании причта находится усадебной 3 десятины, пахотной 30 и луговой 3 десятины, далее от начала образования прихода и до 1872 года причт производил по приходу хлебные сборы и пользовался денежной платой за требы и службы. Эти два последние источника содержания причта в 1872 году по взаимному соглашению причта и прихожан заменены денежным жалованьем от прихожан причту в размере 246 рублей в год. Так что теперь крещение, браки, погребение, исповедь, служение молебнов в дни св. Пасхи и храмовых праздников, а равно и при хождении со св. крестом в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, не оплачиваются поручно, как то было прежде.
Приход села Знаменского разбит на три сельских общества, принадлежит к Апраксинской волости. В нем пять крупных землевладельцев: один помещик и четверо из крестьян. Остальное население прихода — крестьяне собственники.Земледелие составляет существенное занятие прихожан. Ремесел они не знают. На заработки уходят или в землекопы, или рабочими на хутора по летам, а зимой подряжаются в извоз.
Экономический и хозяйственный быт Пустошан в общем достаточный.
По исповедании веры Пустошане все православные, усердно посещают храм Божий, строго соблюдают посты, установленные Православной Церковью, каждогодно исполняют св. долг исповеди и причастия св. Тайн.
Что касается семейного и общественного быта прихожан, их обычаев, предрассудков и суеверий, при различных случаях жизни вынаруживаемых, то они общи у Пустошан со всем остальным великорусским населением данной местности.
В селе Знаменском с 1870 года открыто на средства Сергачского земства училище с трехгодичным курсом, в котором обучаются и мальчики и девочки.
Существует в Знаменском и Церковно-приходское попечительство, состоящее из шести человек крестьян, но деятельность его не выдающаяся.
В церковно-приходской летописи села Знаменского—Пустошки отмечены два следующих факта:
1) до уничтожения крепостного права в Знаменском существовал свекло-сахарный завод, продержавшийся до освобождения крестьян;
2) в ночь на 8 Ноября 1878 г. церковь подверглась ограблению: все принадлежности жертвенника и престольные, кроме дарохранительницы, были похищены, именно: два напрестольных креста, два Евангелия, сосуд, дискос, два блюдца и пасхальный трисвечник. Разбит и свечной ящик, из которого выкрадено 25 р. А всего пограблено на сумму 248 рублей 20 коп.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 16 от 15 Августа 1893 года

Записи по теме

вверх