Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе ЕделевеПравославие 

Русско-мордово-татарский приход села Еделева Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Еделево

Приход села Еделева состоит из села Еделева, населенного русскими, деревни Тарталей, населенной мордвой-эрзя, и деревни Грибановой, населенной татарами.
Устная приходская память к своему прошлому не восходит далее начала истекающего XIX столетия, а из вещественных памятников самым древнейшим является св. антиминс на белом холсте, священнодействованый в Николаевский храм села Еделево в 1783 году членом Священного Синода Преосвященным Иоасафом, Епископом Нижегородским и Алаторским. Этот св. антиминс хранится и до сего дня на престоле Николаевского придела местной Успенской церкви. Из письменных церковных документов — духовные росписи начинаются 1797 годом, а метрические книги – 1800.
Из духовных росписей за 1797 год видно, что в селе Еделеве в числе помещиков были помещики князья Еделевы, из крестьян которых, видимо, образовалось в свое время и само село. В 1797 году по духовным росписям в селе Еделево значится крестьянских душ 890 м. п. и 880 ж.п. Из этого числа в следующем году помещик Ульянов выселил 31 д. в свое Казанское имение в деревню Бурцево Свияжского уезда, что видно из отметок священника против выселенных в духовных росписях за 1799 год 7 Ноября.
В 1797 году к приходу Еделева принадлежала уже мордовская деревня Тарталей, в которой по духовным росписям за указанный год значится душ 137 м. п. и 136 ж. п. Жители деревни Тарталей были переведены сюда из села Ревезени Княгининского уезда. Там они были дворцового ведомства, а здесь закрепощены Императором Павлом I за дворянином Званцовым. Когда и где крещены Тарталейцы: в селе ли Ревезени, откуда они были вывезены, или же, будучи перевезены на настоящее место жительства в деревню Тарталей, где приняли св. крещение, современные Тарталейцы этого не знают и не помнят, в духовных же росписях с 1797 по 1800 год жители деревни Тарталей обозначались „новокрещенными из мордвов эрзя”.
До 1870 года в деревне Тарталеях еще можно было встретить нескольких стариков и старух, говоривших и одевавшихся по-мордовски, но со смертью их не осталось уже и следа, напоминавшего о мордовском происхождении Тарталейцев. В настоящее время жители деревни Тарталей свободно владеют русским языком, а мордовского совершенно не понимают. Костюм положительно носят все руоский и только мордовский акцент в русской речи говорит об их родопроисхождении.

Деревня Грибаново

В пяти верстах от села Еделева находится татарская деревня Грибаново с населением в 800 душ м. п. и столько же женского. В этой деревне среди татар-мусульман есть и новокрещенные татары, принадлежащие к приходу села Еделева. Но с 1868 года эти новокрещенные уже перестали совсем обращаться со своими духовными нуждами к причту седа Еделева, а довольствуются секретно-магометанским законом. Из церковных документов видно, что новокрещенные татары и до 1868 года кроме крещения, брака и погребения ничего более не исполняли из постановлений христианской веры и Церкви: в духовных росписях в графе о бывщих и небывших у исповеди и св. причастия они всегда отмечались не небывшими по нерачению.
Время крещения первых из татар деревни Грибановой падает на 1798 год, ибо в духовных росписях за 1797 год о новокрещенных татарах не говорится, а за 1798 год в духовных росписях в числе прихожан села Еделева помечены два семейства новокрещенных татар деревни Грибановой: 4 души м.п. и 3 ж.п., старшему из них Никите Федорову показано 40 лет, столько же и жене его; при них трое детей, а выделенный сын Алексей Никитин 21 года с женой помечены за отдельное семейство.
Местное предание относительно крещения главы этих новокрещенных Никиты Федорова гласить следующее: он за какое-то преступление подлежал по закону телесному наказанию и ссылке в Сибирь, но он, во избежание достойного наказания изъявил желание принять христианство… и крестился с именем Никиты.
Принявши св. крещение Никита Федоров со своим семейством оставался жить в деревне Грибановой среди татар-мусульман на пятиверстном расстоянии от приходского храма и от наблюдения причта за их жизнью. Не имея понятия о христианской религии и оставшись среди тех же татар-мусульман каковым он был сам до того, понятно каковым он был христианином со своим семейством!
B 1811 году Алексей Никитин за воровство и другие преступления был сослан был сослан на поселение в Иркутскую губернию. Жена ого идти с ним на поселение не пожелала и просила у Енархильного Начальства разрешения на вступление ей во второй брак. Преосвященный Моисей резолюцией от 30 Апреля 1812 года за «№ 1057 разрешил ей вступить во второй брак с другим беспрепятственным лицом. Таковы родоначальники и предки новокрещенных татар деревни Грибановой, которые принадлежат к приходу села Еделево. Отсюда понятно почему новокрещенные татары неоднократно утруждали Гражданское и Епархиальное Начальство своими просьбами о свободном исполнении ими законов магометанской веры.
Последняя из таких просьб была подана новокрещенными татарами десяти деревень, в том числе Грибановскими Сергачского уезда прямо на Высочайшее имя о разрешении о разрешении им построить мечеть в одной из деревень и в должности муллы при этой мечети определить одного из новокрещенных же отпавших – крестьянина деревни Семеновой. Прошение это при отношении Нижегородского губернского правления от 13 Августа 1874 года за № 2606 передано Нижегородской Духовной Консистории на зависящее от них распоряжение. В прошении им было отказано, а выбранный ими на должность муллы новокрещенный татарин по решению Уголовной палаты был наказан и потом отдан под надзор полиции. Но, несмотря на это, новокрещенные татары не исполняют и не желают исполнять и содержать христианской религии, а о том чтобы истые мусульмане Грибановские были склонны к принятию христианства и говорить нечего.

Приход села Еделева

Bсе же остальные прихожане села Еделева без исключения православные, но надлежащего усердия к постоянному посещению храма Божья не имеют, особенно в летнее время. Причиной этому частью бывшее крепостное право, когда помещики заботились более о своем собственном материальном благосостоянии, а не о духовных нуждах крестьян. Крестьянин, проработавши в пользу своего помещика шесть будничных дней, с нетерпением ждал воскресного дня или праздника не как праздника в христианском смысле, но как свободного дня от барщины, и поэтому старался в этот день поработать на себя. Приходские старики говорят: „Бывало в летнее время на колокольне в колокол, а мы в поле или жать, или за снопами”. Поэтому, вместо того, чтобы в праздники быть в церкви за богослужением почти каждый, а особенно малосемейные, отправлялись на свои работы. Эта необходимость работать в крепостное право по праздникам обратилась им в привычку, от которой они не свободны и по настоящее время. И в настоящее время не редкость встретить крестьянина за полевой работой в праздник, особенно же после обеда, а также не редкость и его отсутствие за богослужением в церкви. Молодое поколение, не испытавшее крепостного права, видя в старших холодность к посещению церкви в праздники, тоже следует их примеру. Кроме этого с наступлением свободы от крепостной зависимости очень многие в летнее время отправляются на заработки на Волгу, а в домах остаются только личности необходимые для обработки надела земли. Но эти последние, кроме своего надела, по причине малоземелья, сопряженного с бедностью, нанимаются обрабатывать поля помещиков не только местных, но и соседних. Поэтому крестьяне, проработавши непосильно в будни, праздничный и воскресный дни уделяют только на отдых телесный. Другие же прихожане-крестьяне взявши на себя работы, не сообразно с наличными рабочими силами, работают даже и по праздникам, приглашая к себе на помощь других родных и знакомых… Когда-то сами прихожане-крестьяне, сознавая греховность пред Богом работать по праздникам, составляли мирские приговоры, которыми строго воспрещалось со взятием штрафа работать в праздничные дни. Но по прошествии нескольких лет эти приговоры опять ими-же самими были уничтожены и теперь дело празднований предоставлено свободе совести каждого. До 1853 года Еделевцы не праздновали даже дня Главного храмового престольного праздника Успения Божьей Матери, так как в это время бывает усиленная страда и, следовательно, время дорогое. Но вот летом 1853 года в Еделевском приходе появилась холера и с короткое время от нее умерло 28 человек. Тогда Еделевцы дали обет: праздновать свой престольный празднику – Успение Божьей Матери по-храмовому, с обнесением храмовой иконы по домам прихожан для служения молебнов, что и исполняется по настоящее время.

(Примечание: Во время эпидемии в положении заболевших принимал большое участие тогдашний помещик Николай Петрович Болтин. Он сам ходил по домам больных, давал лекарства, делал растирания. А когда эпидемия стала усиливаться, священник О Михаил Архангельский уговорил прихожан обратиться к Господу Богу с молитвой и постом. И все спешили поговеть и причаститься св. Тайн: несколько воскресных и праздничных дней сряду причастников за литургией было от 30 до 40 человек. Этот священник пользовался добрым расположением и любовью как помещиков, так и прихожан-крестьян, благодарная память о котором сохранилась у них и по настоящее время, несмотря на истекшие 25 лет со дня его кончины.)

Общий недуг прихожан села Еделева – слабость к вину. С открытая „воли” и отмены откупов в Еделеве появились питейные дома. Судьба их в приходе не постоянна: то они закрывались по желанно прихожан, то опять открывались. На этот предмет прихожанами несколько раз составлялись мирские приговоры о неимении в селе питейного, но находились из них же люди, которые подбивали целые общества и появлялся питейный дом где-нибудь в овраге. Дело в том, что еще до освобождения крестьян от крепостной зависимости Еделевские помещики разделились на три дома. Разделены были поэтому и крестьяне на три части. Когда же открылась „воля”, то в Еделеве образовались три отдельных сельских общества. Каждое общество имеет своего особого мирского старосту. Эти три общества живут как бы совершенно отдельные селения. Случается так, что когда одно общество делает то или другое постановление, другое общество делает совершенно напротив. Ради такого отношения между собой Еделевских крестьян и питейный у них то закрывался, то опять открывался. Так в 1888 году одно общество, сравнительно с другими меньшее, открыло у себя питейный дом за небольшую плату, другие два общества, хотя и не желали этого открытия, не могли воспрепятствовать этому. На следующий 1884 год и эти два общества за весьма ничтожную цену пустили другой питейный. Но зло дало себя знать. И вот в Ноябре 1885 года все прихожане составили общий мирской приговор: не иметь в селе Еделеве питейного дома в продолжение 10 лет и одно общество без согласия другого не имеет права открыть на своей земле питейного заведения. Устоят ли Еделевцы в своем обещании, чего дай Бог, покажет будущее.
По отношению друг к другу прихожане села Еделева не достаточно уважительны. Особенно неуважением отличается молодое поколение, которое большей частью отправляется на заработки на сторону, где наслушивается разных речей. Поэтому на мирских сходах эти молодые люди, считая себя умными и много видавшими на чужой стороне, не дают старшим себя возможности говорить. Вследствие таких отношений молодых к старшим, многие почтенные старики, чтобы не быть сконфуженными и обиженными, или вовсе не ходят на общественные сходы, предоставляя это право своим детям, или же и явятся на сход, то садятся где-нибудь в стороне. Эта непочтительность к старшим вообще иногда проявляется и по отношению к родителям. Бывают случаи, что дети оставляют своих родителей на старости лет и от них отходят. “Доискаться истинной причины такого печального явления в среде прихожан, — говорить местный священник О. Сергий Красовский,— весьма трудно. Спросишь детей о причине их отдела от своих родителей, получаешь ответ, что родители обижают совершенно беспричинно, так что не остается никакой возможности жить вместе. Родители на такой вопрос обыкновенно жалуются со своей стороны на непочтительность и неуважение к ним своих детей. Печальные разделы бывают большей частью и особенно там, где между двумя-тремя снохами является свекровь, или же, если между двумя братьями является один бездетный, а другой имеет много детей. Тогда бездетный, не желая семейному своему брату помогать в воспитании детей, отходит отделяется от него“.
Материальное положение прихожан села Еделева, исключая деревни Тарталей, бедно. Эта бедность с одной стороны зависит от недостаточности надела земли, а отхожие заработки не всегда бывают удачны; с другой – причиной бедности служат частые разделы: в приходе мало больших семей, мало и таких даже семейств, в которых бы -два брата родные, уже семейные, жили вместе в одном доме или семействе, и, наконец, причиной бедности надобно признать бывшие питейные заведения, в которых оставлено не мало добра Еделевских крестьян.

Храм села Еделева

В храме Успения Божьей Матери в Еделево
В храме села Еделева

Настоящий существующий в селе Еделеве храм каменный, в честь Успения Божьей Матери с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского. На построение этого храма вместо сгоревшего в 1813 году деревянного, благословение и разрешение дано Преосвященным Моисеем, Епископом Нижегородским и Арзамасским в 1811 году, на что имеется при церкви грамота за собственноручной подписью и печатью Преоовященного. Прежний деревянный храм тоже был Успенским с приделом св. Николая Чудотворца. От чего сгорел он, при церкви об этом никаких письменных документов не имеется, не сохранилось и памяти народной, а существовал с 1788 года.
Настоящий храм Успения Божьей Матери должен бы быть, как видно из грамоты, с двумя приделами: во имя Чудотворца Николая и мученика Иоанна воина, но устроен только один придел во имя Чудотворца Николая, который устроен вверху над алтарем настоящей. Для предстоящих кругом стен устроены хоры. В построении существующего храма особое деятельное участие принимал бывший приходский помещик Петр Александрович Болтин. Окончательно устроен сей храм 1830 года, но не был освящен до 1844 года. В клировых ведомостях за 1843 год написано: „п. 1-й: вместо сгоревшей деревянной в 1813 году Успенской церкви выстроена вновь тщанием того же села помещика Петра Александрова Болтина при пособии доброхотных дателей каменная, в коей иконостас вызолочен и поставлен на свое место со святыми образами, медление же освящения церкви зависит от ктитора г. Болтина “. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1844 году. С 1813 года во время стройки в селе Еделеве каменной церкви до 1830 года существовала деревянная часовня, в которой совершалась служба: утреня, часы, вечерня и другие молитвословия и требы, а с построением церкви до ее освящения эти службы и требы совершались в ней, венчать же браки, приобщать младенцев и приобщаться во время великого поста с 1813 и по 1844 год ездили в село Андросово, которое отстоит от села Еделева в трех верстах.
Придел же во имя Николая Чудотворца освящен в 1852 году 6 Мая. С освящением придела медлил тот же помещик Петр Александрович Волтин.
До 1879 года Успенский храм был в том самом виде, в каком он был устроен в 1830 году. В 1879 году жена бывшего Еделевского помещика капитан-лейтенанта Николая Петровича Болтина Евгения Лукинична Болтина изъявила желание пристроить к настоящей церкви трапезу для устройства в ней теплого придела, а прихожане со своей стороны пожелали выстроить колокольню. На пристроение трапезы она пожертвовала из собственных средств четыре тысячи рублей серебром. Но так как обширность здания и дороговизна строительных материалов, которых потребовалось более, чем сколько предполагалось по смете, и дороговизна рабочих рук требовала больших средств, то по этой причине, по необходимости пристройка трапезы должна была затянуться на долгое время. Прихожане, кроме подвозки строительных материалов, ни чем не помогали более строительнице и Евгения Лукинична, видя, что желание ее пристроить трапезу с теплым приделом в ней долго осуществиться не может, прибавила от себя еще значительную сумму. В 1885 году трапеза окончена совсем, получен и иконостас с иконами, но освящение придела не последовало и по cиe время. Что же касается колокольни, которую обещались построить прихожане на свои средства, то она не устроится долго: прихожане бедны, за ними не мало состоит казенных и других недоимок, да к тому же они и не особенно усердны к пожертвованиям на нужды своего приходского храма.
Причта при церкви села Еделева до 1852 года был полный штат, с 1852 по 1862 год место дьяконское было закрыто, но с: 1862 года по особому ходатайству и просьбе прихожан снова открыта вакансия штатного дьякона.
По положению о штатах причтов 1877 года при Еделевской церкви положено быть одному священнику и одному псаломщику, а с 1885 года по распоряжению Святейшего Синода в Еделевском приходе, как имеющем более 800 душ м. п., снова открыто дьяконское место.
В шестидесятых годах при церкви села Еделева по желанию местного помещика Николая Петровича Болтина был сформирован хороший хор певчих из прихожан. Всех мальчиков Николай Петрович содержал, одевал и обувал на свои собственный средства. Кроме обучения пению, он при собственном своем доме открыл для певчих школу для обучения Закону Божию, чтению, письму и арифметике. Обучением этих мальчиков по всем предметам занимался бывший в то время священник О. Михаил Архангельский. Он, как студент Духовной Семинарии и как бывший некоторое время учителем Печерского Духовного Училища, вел дело обучения весьма хорошо. Жаль, что недолго суждено было существовать всему этому доброму и полезному делу. Н. П. Болтин, не видя со стороны прихода поддержки этому делу, через три года в средствах на содержание хора отказал, и все рушилось. Певчие мальчики, как бывшие дворовые люди, как не имеющие надела земли, а следовательно и средств к жизни, в силу необходимости должны были разойтись по разным местам для приискания себе какого нибудь ремесла. В настоящее время в приходской церкви на клиросе поют прихожане из крестьян, которыми управляет приходский псаломщик. В числе поющих на клиросе есть и мальчики крестьянские, которые обучаются пению в домах священника и псаломщика, которые каждогодно обучают в своих собственных домах грамоте крестьянских детей. Когда же собираются за службу в церковь все певчие, тогда пение на клиросе бывает очень приличное, хотя и простое. Охота и желание к обучению своих детей грамоте у прихожан есть, что ясно доказывается тем, что крестьяне с удовольствием отдают своих детей для обучения грамоте местному причту. Устроить же особое здание для школы они не соглашаются, ссылаясь и в этом случае на свою бедность. Особенно же этому препятствуют те, которые не имеют детей. Таковые обыкновенно говорят: „Кто желает учить своих детей грамоте, то пусть отдает их куда знает и как знает, а выстроить училище и его содержать мы не желаем“.
В 1860 году церковь и приход села Еделева посетил Преосвященнейший Антоний, Епископ Нижегородский и Арзамасский.
16 Июня 1864 года посетил приход и церковь Высокопреосвященнейший Нектарий. Владыка ночевал в доме Николая Петровича Болтина, с которым он был в весьма близких и дружественных отношениях. Владыка Нектарий при посещении церкви села Еделева обратил особое внимание на главный живописный иконостас Успенской церкви, написанный одним из учеников знаменитого Арзамасского художника академика Ступина. В этом иконостасе по правую сторону царских врат Спаситель изображен молящимся о чаше в саду Гефсиманском, а на иконе по левую сторону царских врат – Божья Матерь с Предвечным Младенцем. Эти иконы по причине высокохудожественной живописи остаются без риз и всяких украшений, несмотря на то, что сделать ризы на эти иконы желающие из прихожан были, но это желание отвергнуто помещиками.
В Maе 1876 года Еделевскую церковь посетил Высокопреосвященнейший Иоанникий. После обычного молитвословия Владыка обратился к прихожанам, которых по случаю воскресного дня было много в церкви, со своим Архипастырским словом о почитании праздников и воскресных дней и о посещении в оные дни храма Божия. Затем Владыка осматривал храм, церковные документы, подошел к свечному ящику и спрашивал церковного старосту, где он берет свечи для церкви, осматривал сами свечи и советовал старосте брать свечи Епархиального завода, который приносит много пользы епархии. По выходе из церкви Высокопреосвященнейший Владыка посетил дом приходского священника О. Серия Красовского— составителя Летописи, благословил все его семейство и через полчаса из дома священника, при огромном стечении народа, отправился в свое дальнейшее путешествие по епархии.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 15 от 1 Августа 1891 года

Записи по теме

вверх