Паново-ОсановоПравославие 

Приход села Панова-Осанова Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Паново-Осаново расположено на правом берегу реки Ежати, впадающей в Пьяну. Существование его довольно давнее, именно восходит к половине XVII века. Наследственное народное предание о начале села гласит следующее:
Паново по началу было населено на левом берегу реки Ежати, первыми насельниками его были люди “наплывные”, т.е. собранные в то время по воле господской из разных мест. Когда население стало размножаться, тогда селитьба на левом берегу оказалась не удобной по причине весеннего разлива реки. Это обстоятельство побудило первообитателей переселиться на правый берег, на место, где и до ныне стоит село Паново, а за урочищем земли на левом берегу, где были поселены первые поселенцы, осталось и до сих пор название „старое жило”.
В половине XVIII столетия Пановым владел Генерал Иван Васильевич Гурьев, при котором Паново было истреблено пожаром, среди которого погорел и первый Пановский храм в честь Владимирской Божьей Матери. После пожара в течение 14 лет в Панове не было церкви и только в 1754 году была устроена временная деревянная церковь и тогда же освящена в тоже наименование — Владимирской Божьей Матери. Постоянная же церковь была окончена построением только в 1759 году и того же года освящена во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — ангела создателя храма Генерала Ивана Васильевича Гурьева.
На последние две церкви имеются храмозданные грамоты. В грамоте на временную Владимирскую церковь, данной в 1754 году Платоном, Епископом Владимирским и Яропольским, говорится о пожаре, бывшем в Панове 1740 году, что в этом пожаре погибла их первая деревянная церковь в честь Владимирской Божьей Матери, — что эта первая церковь в Панове существовала из давних лет, и что жители села Панова были тогда крепостными крестьянами Генерала Ивана Васильевича Гурьева.
Предтеченский храм построения 1759 года существовал в Панове более ста лет, именно до 18 Апреля 1876 года, но уже с 1862 года он начал угрожать падением и разрушением, что побудило Пановцев тогда же принять меры к поддержанию падающего храма: они положили с 1862 года откладывать на поправку церкви деньги с арендных мирских статей – мельницы, питейного дома и части полей и в тоже время обратились с просьбой к Епархиальному начальству о выдаче сборной книги на поправку церкви. Просьба была удовлетворена. Арендные статьи дали за год до 200 рублей, а сборная книга за тот же год дала втрое болee. Видя существенную пользу от сборной книги Пановцы по истечении годичного срока просят Епархиальное начальство о выдаче им другой, затем на следующий год третьей сборной книги и т. д. по порядку годов. В течение 18 лет сбора по книге получено 9694 руб. 48 коп. Сборщиками были села Панова-Осанова крестьяне Филипп Иванов Казаков и Павел Денисов Шилов, — люди трезвые и честные. Они производили сбор не только по Нижегородской епархии, но и по другим пограничным епархиям, испрашивая на это позволения и разрешения тамошнего епархиального начальства. Тысячные суммы, приносимые сборщиками на поправку старой церкви, навели Пановцев на мысль: построить на эти деньги новый храм, а зданию старой церкви дать другое назначение. В Январе 1866 года они обратились к Епархиальному начальству с прошением о разрешении им строить новую церковь двупрестольную: главный храм в прежнее наименование св. Иоанна Предтечи, а трапезный придельный во имя св. Николая Чудотворца. Разрешение и благословение дано тогда же с правом продолжать сбор с книгой уже на сооружение нового храма во имя Крестителя Господня Иоанна.
В Январе 1869 года Пановцы заключили контракт на постройку новой, деревянной церкви с подрядчиком села Какина крестьянином Василием Лeонтьевым Морозовым. В Апреле того же года, во время разлива рек, по весенней воде был пригнан по реке Ежати лес для церкви из лесной дачи при селе Шатках Лукоян. уезда. В этом году церковь была срублена на подведенном каменном фундаменте и покрыта железом. Таким образом одним годом было воздвигнуто здание церковное, а затем в последующие года производилась отделка внутреннего и наружного вида церкви, продолжавшаяся до 1875 года. Весь 1874 и большая половина 1875 года были посвящены сооружению, постановке и позолоте иконостаса для настоящей Предтеченской церкви, написанию икон для него, росписи стен в настоящей и придельной трапезной живописными изображениям событий из земной жизни Спасителя или святых угодников Божьих.
9 Ноября 1875 года с разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Иоанникия, тогда Епископа Нижегородского, было совершено освящение нового храма настоящей Предтеченской церкви при многочисленном стечении народа всех окрестных селений, не говоря о прихожанах, из которых каждый считал для себя священной обязанностью быть при освящении храма. (Примечание: Придельный храм освящен был еще в Сентябре 1873 г. во имя Святителя Николая Мирликийского, Чудотворца.) И за невозможностью по тесноте быть в церкви многие стояли в ограде против отверстых церковных дверей, через которые до их слуха доносились звуки торжественного церковного Богослужения. В конце литургии приходским священником О. Иоанном Смирновым было произнесено приличное событию поучение на тему: „Жертвы усердствующих на храм npиятны людям, угодны Богу и спасительны им самим“.
Пока новая церковь строилась, старая приходила в большую и большую ветхость и разрушение. Поэтому, как скоро состоялось освящение главного престола настоящей церкви, причт и прихожане обратились к Преосвященнейшему Иоанникию с прошением о дозволении из ветхой деревянной церкви устроить сельское училище, исправить церковную богадельню, а остатки от устройства училища и богадельни употребить на отопление сих зданий и теплого придела при вновь построенной церкви. На прошении Владыка положил следующую резолюцию: „Согласно сему прошению и на основании 64 ст. Уст. Дух. Консист. оную церковь сломать и употребить на устройство богадельни и училища, а также и на отопление сих зданий и вновь построенной церкви разрешить”. О чем и дан был причту из Нижегородской Консистории указ от 16 Декабря 1875 г. за № 9164.
18-го Апреля 1876 года в неделю св. жен Мироносиц было приступлено к сломке церкви, о чем прихожане были оповещены еще в предшествовавшее воскресенье — Фомино. За литургией, которая 18 Апреля совершалась в последний раз в старой церкви, собрались почти все прихожане. По окончании богослужения местным священником был объявлен указ Консистории о дозволении церковь сломать и из стен ее устроить богадельню и училище. Приступили к сломке. Прежде всего священнослужителями были сняты с престола и жертвенника их свв. принадлежности: кресты, Евангелие, священные сосуды и проч., далее — совлечены облачения, а за тем по частям разобраны и самый престол с жертвенником, и положены вместе с ветхим их облачением на особо устроенные носилки. В то время, как в алтаре священнослужители разбирали престол с жертвенником, внутри храма прихожане поднимали св. хоругви и иконы, изготовляясь к предстоящему крестному ходу, который, как скоро было все готово, и направился на реку Ежать по уставному порядку: позади хоругвей и св. икон были несены престол с жертвенником и их облачением, далее шли священники в полном облачении и причт с пением по-порядку октоиха воскресных богородичных. На берегу реки Ежати крестный ход остановился вокруг заранее приготовленного и разведенного огня, на котором, при пении священных псалмов и были сожжены престол с жертвенником и их обветшалые одежды. Зола и угли, оставшиеся от сгоревших престола и жертвенника были повержены в текучую воду, причем многие из усердствующих кинулись собирать угольки как святыню, плывшие поверх речной воды. Покончив сожжение престола и жертвенника, крестный ход возвратился к старой церкви, где и остановился. В это время были сняты с нее кресты и на блоках спущены на землю. Затем был разобран по частям иконостас, после чего иконы. Части разобранного иконостаса и все церковные вещи в сопровождении настоящего крестного хода были перенесены в новую церковь.
В том же 1876 году, в силу указа Консистории, из стен старой церкви была перестроена богадельня (к сожалению сгоравшая в пожаре 2 Октября 1885 года, от которого была в большой опасности и новая церковь) и выстроено сельское приходское училище, открытое с 1 Марта 1878 года и содержимое на счет земства, в котором обучается ежегодно до 30 мальчиков и по несколько девочек.
С 1879 по 1881 год вокруг новой церкви строилась каменная ограда, в которую ведут двое железных ворот и три таковые же калитки.
В 1882 году церковный староста крестьянин села Панова-Осанова Савелий Степанов Кондратьев от себя пожертвовал 600 рублей на приобретение для церкви нового большого колокола, за что он в 1883 году получил благословение Свят. Синода.
В 1884 году другой прихожанин крестьянин Иван Игнатьев Марков пожертвовал для церкви ценное бархатное священническое облачение.
До 1844 года приход Панова-Осанова состоял из одного села. В этом же году на казенных землях, прилегающих к Панову-Осанову, были водворены выходцы из села Девичьих Гор Лукояновского уезда и образовали особую деревню под названием Новодевичьих Гор, которая была приписана приходом к Панову-Осанову. В 1878 году была присоединена к приходу Панова-Осанова от прихода села Субботина деревня Мансуровка, согласно прошению крестьян этой деревни по причине неудобств сообщения с селом Субботиным для исправления треб и христианских обязанностей.
(Примечание: Между деревней Мансуровкой и селом Субботиным протекает река Пекшать, берега которой низкие, тoпкиe и покрытые на далекое пространство кочкарником, в котором стоит вода иногда в продолжение целого лета, когда оно бывает дождливое. Поэтому езда в Субботино бывает удобна только зимой, в остальное же время года нужно бывает ехать на Паново и здесь ждать (во время разлива) перевоза через реку Ежать, чтобы попасть в Субботино, что для крестьян деревни Мансуровки было крайне затруднительно.)
До 1877 года причт при Предтеченской церкви села Панова-Основа состоял из трех лиц: священника, дьячка и пономаря, с 1877 года в силу определения Свят. Синода штатных лиц при церкви осталось двое — священник и псаломщик, а ныне по новому положению о причтах, открыто еще и дьяконское место.
Кроме сбора по приходу ржаным и яровым зерновым хлебом причт получает еще от прихожан денежное и хлебное вознаграждение за требы, и кроме того казенного nocoбия 88 р. 99 к. в год. Так что в общем содержание причта удовлетворительное.
Паново-Осановшае прихожане усердны к церкви Божьей и к исполнению христианских обязанностей: говения, исповеди и святого Причастия, к посещению храма Божия, к слушанию бесед и поучений, к поминовению усопших и служению молебнов во дни храмовых праздников и святой Пасхи.
Из благочестивых установлений прихожанам принадлежит установление праздника в 30 день Июля в честь святых Апостолов Силы и Силуана. День этот ежегодно празднуется с 1885 года в благодарную память о небесной помощи, ниспосланной Богом по молитве прихожан к прекращению эпизоотии на рогатый скот и лошадей.
Главное занятие Паново-Осановских прихожан — хлебопашество при полном крестьянском наделе земли.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 14 от 15 Июля 1891 года

Записи по теме

вверх