Успенский храм в КнягининоПравославие 

Город Княгинин и его храмы

История Княгинина

Город Княгинин Нижегородской губернии стоит на возвышенном месте на правом берегу реки Имзы при впадении в нее речки Княгининки. Княгинин находится под 55,39′ северной широты и под 62,30° восточной долготы.
От губернского города он находится на расстоянии 120 верст, от Макарьева — в 30 верст., Василь-Сурска — в 70 в., Сергача — в 48 вер., от Арзамаса – в 90 верст. Он преобразован был при Императрице Екатерине II в 1779 году 28 Декабря из дворцового села Княгинина. На открытие города приезжал Председатель Нижегородской Уголовной Палаты Безруков. В 1781 году Княгинину пожалован герб. Он делится горизонтально на две половины: в верхней — губернский герб — олень, в нижней — золотые отрезы в зеленом поле, в знак того, что много распахано лугов и много вообще хлебопашества в уезде.
В средине города вырезана осмиугольная площадь, на которую сходятся три улицы, идущие от востока на запад: средняя — Соборная, правая – Архангельская, левая — базарная. Улицы прямые, имеющие небольшой уклон от востока к западу.
Основателем села Княгинина был князь Михаил Иванович Воротынский, потомок удельных Князей Воротынских. Он был на службе у Московского царя Иоанна Васильевича Грозного. При взятии города Казани Воротынский был одним из славных сподвижников Грозного и был ранен.
По возвращении из счастливого похода на Казань, Иоанн Грозный, как самодержавный царь, 8, 9 и 10 Ноября 1552 г. жаловал своих воевод, бояр, князей разными подарками, землями, вотчинами, деньгами, вещами. В это время князь М.И. Воротынский получил огромные поместья пустопорожних мордовских земель в Нижегородской области, которые были „уверстаны” (т. е, укреплены) за ним как вотчина, с правом перехода последующему потомству.
На жалованных землях Воротынский основал несколько русских селений: одни назывались Князевыми, другие — Княжными и третьи — Княгиниными. К числу последних принадлежит и нынешний город Княгинин. Год основания села Княгинина с точностью неизвестен, но в 1572 году царь Иоанн Грозный отобрал у Воротынского село Княгинино с прочими жалованными землями и по духовному завещанию отдал сыну своему, царевичу Иоанну, но завещание не исполнилось и село Княгинино было в 1613 году передано Ивану Михайловичу Воротынскому.

(Примечание:
Судьба князя М. И. Воротынского была превратна. Кроме награды огромным количеством земель в Нижегородской области в 1553 году во время своей тяжкой болезни Иоанн благоволил к Воротынскому в высшей степени, как самому верному другу, поручил ему приводить к присяге прочих князей и бояр на верность службы наследнику своему, младенцу царевичу Димитрию и в 1554 году Воротынский носил высшее почетное звание „Слуги”.
После смерти царицы Анастасии Романовны (1561 г.) счастье Воротынского круто изменилось.
Он попал под опалу Грозного за дружбу с Сильверстом и Адашевым и в 1564 году с семейством был сослан на Белоозеро. В 1565 году по ходатайству Митрополита Афанасия, Воротынский был возвращен из ссылки за двойной порукой. В 1566 году он участвовал в Соборном совещании между боярами. В 1572 году был сделан начальником над станицами и полевыми войсками на границе с Украиной и на берегу р. Лопаси разбил 118000 армию Крымского хана Девлет-Гирея. Но в том же 1572 году по доносу раба, обвинявшего его в чародействе и в злых умыслах против царя, Воротынский подвергнут был пыткам и его повезли опять в ссылку на Белоозеро. Он, не доехав до места, умер на дороге. Тело его погребено в Белоозереком монастыре и над могилой его построена была церковь.
Род Воротынского продолжался до 1680-х годов и владел селом Княгининым, как вотчиной. Вот его нисходящее потомство: сын его Иван Михайлович, внук Алексей Иванович, правнук Иван Алексеевич, праправнук Михаил Иванович — и только.
Сын его Иван Михайлович был послан в 1606—8 годах царем Иоанном Васильевичем Шуйским очистить город Арзамас от шаек Лжедмитрия II и для усмирения взволновавшейся нижегородской мордвы, что он исполнил с честью. В 1613 году его видим воеводой в Нижнем Новгороде. Сын Ивана Михайловича Алексей , родившийся по предсказанию Препод. Трифона Вятского, неизвестно, занимал ли какую должность. У Алексея был сын Иван, живший при царе Алексее Михайловиче, человек ничтожный, по словам историка Соловьева. Со смертью Ивана Алексеевича и сына его Михаила Ивановича род знаменитого М.И. Воротынского прекратился, и все имения его, как выморочные, поступили в дворцовое ведомство.)

Княгининские храмы

Князья Воротынские были люди религиозные. Первый храм в с. Княгинине во имя Богоявления Господня был построен князем М.И. Воротынским, а последний представитель вымирающего рода Воротынских Иван Алексеевич с сыном Михаилом в 1665 году пожертвовал напрестольное Св. Евангелие серебряное вызолоченое в монастырь Архангельский женский на поминовение. Это видно из надписи по листам на Евангелии, хранящемся в Успенской церкви г. Княгинина. Издание книги 7171 г. (1663 г.) Вот эта надпись. „Лета 7173 г. Августа в 13 число cеro „книгу глаголемую Евангелие напрестольное Св. „Евангелистов серебреное золоченое (пожертвовали) „Боярин Князь Иван Алексеевич Воротынский, да сын ево Князь Михаил Иванович Воротынский в Нижегородскую свою вотчину в дар вечный монастырю Архангела Михаила по своих „родителях в вечное поминовение о здравии Бога „молить”. А в 1684 году И.А. Воротынский прислал в село Княгинино в свою вотчину копию с находящейся в Московском Успенском соборе чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Копия эта и доныне находится в Богоявленском соборе города Княгинина и пользуется великим почитанием жителей города и окрестных селений.
Но в том же 1684 году с. Княгинино стало дворцовым. Это видно из следующего.
В Успенской церкви гор. Княгинина есть две книги церковно-богослужебные: постная и цветная триод. На этих книгах по листам есть следующая надпись: „По указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни, Благоверный Цесаревны Великия Княжны Софии Алексеевны, великия, и малыя, и белыя России Самодержцев, дана сия книга именуемая триод постная (цветная) в переплете из приказу Большого Дворца, из Палаты Верхния типографии, Нижегородского уезду в Архангельский девич монастырь что в Дворцовом селе Княгинине на посаде, по челобитью того монастыря старицы Наталии с сестрами”.
Село Княгинино было исстари базарным, в нем на посаде жили люди торговые. Воротынскими же на посаде был основан женский Архангельский монастырь. В нем были два деревянных храма: во имя Архистратига Божия Михаила и во имя Успения Пресвятой Богородицы. А за селом на восток был основан Воротынский мужской монастырь Троицкий. В нем было два деревянных храма: во имя Живоначальной Троицы и во имя Благовещения Пресв. Богородицы.
Архангельский монастырь имел вблизи с. Княгинина пахотной земли 20 дес. 1175 кв саж. и сенных покосов 1625 кв. с., а Троицкий монастырь имел рядом по склону к речке Княгининке пахотной и сенокосной земли 45 десятин.
Архаргельский монастырь управлялся игуменьями, каковыми были, напр , в 1688 году Евдокия, в 1738 г. Александра, а Троицкий монастырь управлялся строителями, каковыми были, например, в 1683 г. Гавриил, в 1696 г. Корнилий, в 1744—5 г. Кирилл.
При Богоявленской церкви было полных пять причтов, а при Архангельском монастыре были 2 священника, 2 дьякона И 1 пономарь. У Богоявленского приходского причта было 187 дес., а у причта Архангельского монастыря 4 дес. в трех полях и сенных покосов на 1 копну, а потому причт получал от игуменьи с сестрами жалованного хлеба в год по 6 четвертей ржи и овса. При Богоявленской церкви была еще церковь теплая кладбищенская, а кругом их было огромное сельское кладбище. Часть этого кладбища теперь находится под базарной площадью, а часть под улицей и домами городских жителей.
В с. Княгинине был Государев Дом, т. е. Канцелярия или Приказ Большого Дворца с дьяками и подъячами, а главный начальник был комиссар, который и управлял всеми местными царскими вотчинами, каковым комиссаром и был, например, в 1764 году Григорий Быховец.
В 1764 г. закрыты были по бедности оба монастыря: Архангельский и Троицкий. Монастырские храмы были обращены в приходские, и теплый кладбищенский Богородице-Рождественский храм был обращен в приходский отдельный от Богоявленского.
Как монастырские храмы, так и кладбищенский Богородице-Рождественский были ветхи. Сначала в 1764 г. прихожане перестроили Богородице-Рождественский храм, потом прихожане перестроили в 1791 году Успенский монастырский храм, а Архангельский сломали и с тех пор приход стал называться не Архангельским, а Успенским.
Земля, принадлежавшая Архангельскому монастырю, 20 дес. 1175 кв с. пахотной и 1625 кв. с. сенокосной, перешла во владение их причта, а земли Троицкого монастыря, 45 дес., взята была в Государственную экономию.
Громадный Богоявленский приход разделился по распоряжению Епархиального Начальства на три самостоятельных прихода. Два полных причта и две части прихода остались при Богоявленской церкви, две части и два полных причта отделены были к Богородице-Рождественской и одна часть и один полный штат отделены к Троицкой церкви. Полевая и сенокосная земля по-прежнему осталась у них в общем владении. Каждый член причта своей частью церковной земли владел как до разделения Богоявленского прихода, так и после разделения. Таким образом в 1764 году в с. Княгинине образовалось 4 самостоятельных прихода, к которым принадлежало 19 приходских деревень.
Так как в Богоявленском приходе не осталось теплой церкви, то в 1764 году комиссар Дворцовой Канцелярии Григорий Быховец на свой счет выстроил теплый однопрестольный храм во имя Св. Апост. Петра и Павла.
После преобразования из дворцового села г. Княгинин самостоятельно существовал до 1796 г. включительно. С января до 26 октября 1797 г. Княгинин был закрыт и приписан к г. Макарьеву, но с 26 октября 1797 года города Макарьев и Перевоз были закрыты, а Княгинин открыт опять городом. К нему присоединена была большая часть Макарьевского и Перевозского уездов и он более уже не закрывался.
В XVIII столетии в Княгинине все храмы были деревянные. В продолжение XIX столетия все храмы в Княгинине построены каменные и внутри хорошо украшенные. На построение каменного собора на новом месте среди базарной площади выдано было по Высочайшему повелению в два срока — в марте и декабре 1815 г. из Комиссии духовных училищ 16,200 ассигнаций, а остальная сумма была пожертвована окружными помещиками, горожанами, крестьянами приходских деревень и по сборным книгам. Приходские храмы были построены: Троицкий – тщанием прихожан, Богородице-Рождественский – дворянкой Анастасией Николаевной Калакуцкой, Успенский — купчихой Александрой Ивановной Дунаевой. Вместо сгоревшего в 1866 году теплого Петро-Павловского деревянного собора в 1881 году выстроил между холодным собором и колокольней теплую трапезу крестьянин Василий Алексеевич Панов частью на свои, частью на пожертвованные прихожанами средства.

Протоиерей Владимир Снегирев

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 15 от 1 Августа 1905 года

Записи по теме

вверх