Село ЛещеевкаПравославие 

Приход села Лещевки Васильского уезда Нижегородской епархии

В соседстве сел Березни с юга, Шишковерди с севера, Сосновки с востока и деревень Белой Гривы и Малиновки с запада образовался в половине XVIII века новый поселок в долине между гор при монастырском озере в составе десяти семейств и домов и назвался Лещевкой по обилию лещей, водившихся в озере. Это было еще лет за 16 до отобрания монастырских и церковных земель и крестьян в казну. Первые поселенцы Лещевки в составе десяти семейств были переведены сюда из села Мигина, которое принадлежало тогда Нижегородскому Благовещенскому монастырю. Благовещенские монастырские власти для охраны с одной стороны рыбы в своем озере от хищничества соседних с ним сельчан, а с другой стороны для правильной ловли самой рыбы на монастырский обиход и решили переселить из Мигина к монастырскому озеру упомянутые десять семейств, которые и образовали здесь поселок Лещевку.

(Примечание: Озеро, при котором поселились предки Лещевцев из Мигина с переходом во владение крестьян по упразднении монастырщины от небрежения стало постепенно засариваться и зарастать, пока окончательно не заволоклось. Теперь озерная площадь поделена на участки между сельчанами и разделывается ими под огороды для посадки овощей.)

По отдаленности от Мигина Лещевка приписана была приходом к селу Березне в пяти верстах от нового поселка и оставалась приходской деревней свыше ста лет до 1868 года.
Оторванные от близости к храму Божию новопоселенцы Лещевские никак не могли помириться с мыслью, что им приходится век вековать вдали от храма Божия и, не будучи сами в силах устроить у себя храм, завет завещали потомству при первой возможности устроить храм в Лещевке Покрову Богоматери. Завет предков свято передавался от поколения поколению и не далее, как в третьем роде, был осуществлен во всей полноте.
Через сто лет по основании поселка население Лещевки возросло до 500 м. п, и до 570 ж. п. так, что в общем деревня совмещала в себе до 1100 душ обоего пола. В таком составе населения Лещевцы чувствовали себя настолько окрепшими и сильными, что “миром” решили приступить к выполнению завета предков. Решено было откладывать мирскую копейку на храм Божий. Когда же из этих мирских копеек получилась крупная сумма до двух с половиной тысяч рублей, отправились избранники от миpa в Нижний ко Владыке (Нектарию) испросить благословение на построение в Лещевке храма и выделение Лещевки в самостоятельный приход. Получив благословение и соизволение Владыки на святое дело, „избранники” по соглашению с миром начали подыскивать к приобретению покупкой готовой церкви, каковую и нашли в г. Княгинине, стоимостью в 2000 рублей. Постановка храмового здания на место и внутреннее убранство его всем необходимым к совершению богослужений шли так успешно, что по прошествии двух лет от начала работ храм был совершенно готов и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы с теплыми приделами в трапезе по правую сторону во имя св. Апостол Петра и Павла, а по левую – во имя святителя Николая Чудотворца.
С устройством и освящением церкви в Лещевке был открыт самостоятельный приход и определен Епархиальной властью причт в составе трех лиц: священника Кон. Арк. Виноградова, дьячка и пономаря. В обеспечение содержания причта Лещевцы из своих небольших наделов выделили 33 десятины пахотной и луговой земли.
И радовались Лещевцы событию и осуществлению завета предков, любуясь на свой храм. Но радость их была кратковременна: 5 Декабря 1870 года храм их сгорел до основания (от плохого устройства церковной печи), причем спасены только свв. Антимиисы, напрестольные кресты да несколько богослужебных книг и утвари. Лещевцы таким образом остались снова без храма, и это случилось в такое время, когда усиленно вводилось в действие „Положение” от 16 Апреля 1869 года о сокращении штатов духовенства и о приписке малоприходных церквей к большеприходным. Лещевке грозила опасность быть обращенной в первобытное состояние приходской деревни. Но тут выступил на дело снова известный уже Лещевцам радетель о построении у них первого храма их же крестьянин Козьма Васильевич Фомичев и начал среди односельчан настойчиво поддерживать ревность к построению нового храма и воодушевлять тех из них, в коих замечал охлаждение прежней ревности. Убежденные и убедительные речи Фомичева не остались не услышанными: Лещевцы собрались на сход и миpoм решили построить новую церковь. Немедленно были отправлены благонадежные люди в разные стороны для приискания покупкой готового храма, каковой и был найден и куплен за 500 рублей в селе Деянове Симбирской епархии. Летом 1871 года храм этот был уже поставлен на место (в Лещевке), устроен, благоукрашен и освящен как и первый храм в те же наименования — Покрова Богородицы, свв. Апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца.
Храм деревянный, на каменном фундаменте, покрыт железом с шатрообразной кровлей об одной главе, увенчанной на фонаре железным крестом с лучами и бусами из меди, попирающим полумесяц. В одной связи с храмом над папертью устроена такая же колокольня, а вокруг всего храма деревянная ограда.
И снова возрадовались Лещевцы, узрев храм свой второй. Но их озабочивала теперь только мысль о том, как удержать в своем приходе самостоятельный причт и не допустить приписки своей церкви к какому-либо соседнему приходу. Отвечая „Положению“, Лещевцы решили построить для причта церковно-общественные дома и положить сверх пользования землей и лугами, еще жалованье ему деньгами в размере 120 рублей в год. Мера эта оказалась действительной: причт при Лещевской церкви был оставлен самостоятельный и только сокращен в числе членов: теперь положено было быть в Лещевке священнику и псаломщику. В настоящее время в Лещевке иерействует уже третий по счету с открытия прихода священник — О. Сосипатр Орнатский и псаломщиком состоит второй псаломщик — Веселовский. А первым был Мигинский, который открыл в селе первую частную школу грамоты в своей квартире. Дело его по школе продолжает и Веселовский. По заявлению в 1887 году Епархиальному Училищному Совету О. Сосипатра об этой школе она Советом была признана формально открытой. В 1892 году для помещения школы построено на церковные средства особое небольшое деревянное здание.
Церковь Лещевскую в 1872 году посетил Преосвященный Поликарп, бывший Викарий Нижегородский, а в 1875 году Высокопреосвященный Иоанникий — тогдашний Архиепископ Нижегородский. Оба Преосвященные остались довольны виденным, а Высокопреосвященный Иоанникий обратил даже нарочитое внимание на усердие прихожан к построению и благоукрашению в короткий промежуток двух храмов при сравнительной их (прихожан) малочисленности (670 душ м. п.) и бедности.
Действительно, Лещевцы – верные и послушные сыны Православной Церкви, в воскресные и праздничные дни усердно посещают Божий храм, особенно, в осеннее и зимнее время. Долг исповеди и святого причащения исполняют неленостно, умерших поминают по сыновнему долгу возможно часто, любят слушать поучения и беседы пастыря, часто служат общественные молебствия и радостно участвуют в крестных ходах в день Вознесения, Петра и Павла и в Смоленскую (28 Июля. Последний ход установлен по случаю прекращения падежа на скот заступничеством Одигитрии).
При всей своей преданности вере и Церкви Лещевцы, по своему неразвитию, держатся разных предрассудков и суеверий. Так они каждую весну через дев и вдов опахивают ночью село в ограждение эпизоотии и эпидемии, почитают пятницы, особенно Ильинскую, чтобы Господь не поразил громом и не истребил поля градом. Понедельник считают тяжелым днем и не начинают в него ни пахать, ни жать, ни косить. Боятся встречи со священником, верят в ворожбу и знахарство. Но все эти явления, как следствия неразвитости, должны будут уничтожиться при учительном пастыре церкви и разумном учителе школы.
По жизни Лещевцы довольно трезвы, занимаются земледелием и сверх своего надела арендуют земли в соседних помещичьих имениях по цене от 8 до 12 рублей за десятину, смотря по качеству земли и по ценам на зерновой хлеб. Некоторые занимаются также пчеловодством, а лишние рабочие руки в доме во множестве уходят по летам на Волгу и возвращаются оттуда с хорошим заработком. Но при всем том живут Лещевцы бедно: дома у них маленькие, крытые соломой, одежда – чапан и кафтан из сукна своего изделия и редко-редко овчинная шуба. В свои жилища они пускают по зимам кормить скотину, от чего в домах их всегда гнилой и тяжелый воздух.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 3 от 1 Февраля 1898 года

Записи по теме

вверх