Село МангушевоПравославие 

Приход села Мангушева Сергачского уезда Нижегородской епархии

Мангушево, история села

В старину в местности, занимаемой ныне Мангушевским приходом, обитала мордва. Когда во второй половине XV века стало усиливаться Казанское царство и татары Казанские начали более и более надвигаться на запад на прилежащие к ним русские владения, мордва, теснимая татарами, или оставляла свои насиженные места и удалялась на другие, более безопасные, или покорялась татарам и ими порабощалась. Мордва Мангушевской местности при нападении на нее татар, не выдержала борьбы, и те из мордвов, которые могли укрыться от погрома, спаслись уходом на другие места, а оставшиеся отдались под власть татар. Мурза татарский Мангуш засел со своими татарами в занятой местности на правах владельца и назвалось место то с того времени «Мангуши».
Татарское господство здесь продолжалось до Казанского разгрома Грозным. Вскоре после взятия Казани земли, входившие в состав Казанского царства и прилежащие к нему при Пьяно-Сурские, начали быстро колонизоваться русскими. Колонизаторами были сам Царь, служилый класс и монастыри. Не замедлили явиться pycские поселенцы и в соседстве Мангушей. Но Мангуши не сразу поступились русским своими землями, а только после многих стычек, в которых pyccкиe одержали верх над татарами. После чего Мангуши, не желая оставаться в подчинении у русских, удалились к своим единоплеменникам и единоверцам в окрестные деревни, а оставшаяся из них часть приняла Христианство, и удержалась на месте.
Утвердившись на Мангушских землях русские построили храм Успения Богоматери и дали своему поселку назващо, «Успенского», а окрестившиеся татары удержали за своим поселком название «Мангуши“. Впоследствии Успенское и Мангуши, слившись в одно большое селение, стали называться одним общим именем «село Мангушево».
Настоящие обитатели села Мангушева суть потомки частью крещеной мордвы, частью крестившихся мангушей-татар, а большей частью потомки тех русских, которые поселились здесь вскоре после взятия Казани. Поколения крестьян с фамилиями Мордвафевы и Шабоновы ведут свой род от порабощенной когда-то мангушами мордвы, а Татариновы и Измаиловы — непосредственно от Мангушей. Последние из крестьян находятся и поныне в родстве с татарами деревень Яндовищ и Ключищ.
Первые из господ, которые стали владеть Мангушевым, были Норманские, затем Булатовы, Болтины и Сергеевы.
До закрепощения Мангушева, оно представляло из себя лесную деревню: лес не только со вне окружал деревню, но росли дерева в диком состоянии и по задворкам и по улицам.
Перешло Мангушево в господское владение и лес быстро уступил место тучной пажити и злачной пожне, бывшие лесные болота-трясины превратились в живописные пруды, в самом селе возникают одна за другой господские усадьбы, окруженные заботливо возделанными садами. Планируется и само село в форму креста 1812 года: в центре на площади в 50 кв. сажень стоит храм, а от площади крестообразно идут четыре улицы, по двум из них проходит Симбирский почтовый тракт. В общем, — красота и приволье.
Но так было только при крепостном праве. Пало оно и господа покинули свои усадьбы, и вскоре от них не осталось и следа. Теперь в Мангушеве нет ни лесу, нет и садов, пруды представляют ямы, но вырыто много колодцев.

Церковь

Успенская церковь в селе Мангушеве первого построения существовала до 40-х годов прошлого столетия. Место, где она стояла, теперь едва заметно по признакам могил бывшего при ней кладбища. В начале царствования Елизаветы Петровны владельцы села Мангушева Норманские Андрей Иванович и Анна Димитриевна построили новый (деревянный) храм, который был освящен в тоже наименование Успения Богоматери. Этот Норманский храм существовал до 1860 года, когда за ветхостью был разобран.
Ныне существующий храм построен старанием помещика Николая Васильевича Булатова и его сына Петра, священника Як. Гр. Милотворского и церковного старосты крестьянина И. И. Воронкова при участии крестьян всего прихода. Храм этот приведен в законченный вид только в 1879 году.

Мангушево на карте

До 1869 года он был однопрестольный, освященный в 1860 году в честь Успения Богоматери благочинным с. Ветошкина священником В. И. Петропавловским. В 1869 году устроен в трапезе с правой стороны придел, и престол тогда же освящен во имя Всех Святых тем же благочинным. Придел этот устроен старанием священника И.И. Аратского и того же церковного старосты Воронкова.
В 1879 году устроен придел в трапезе и с левой стороны старанием священника В. В. Смирнова, крестьянина Я. С. Решникова и того же Воронкова. Освящен этот придел благочинным села Лопатина священником М. В. Никольским во имя св. Андрея Критского.
Зданием церковь деревянная с таковою же колокольней на каменном фундаменте. Крыша на всем здании железная, окрашенная медянкой. Стены совне всего храма обшиты тесом и окрашены желтой краской, а внутри — зеленой и голубой. Иконостасы вызолочены и окрашены: главный — красным кроном, а в приделах зеленым полукроном.
По древности обращают на себя внимание: св. антиминс в Андреевском приделе, священнодействованный Преосвященным Дамаскиным в 1790 году, плащаница, иконы Воскресения Христова и Феодоровской и Ахтырской Божьей Матери.
Из богослужебных книг: апостол 1704 г., церковный устав 1749 г., остальной круг богослужебных книг 1767 г.
Утварь, ризница и книги — дар господ Норманских и Булатовых.
Погост, занимаемый храмом, в ограде 45 кв. сажень в расстоянии 30 сажень от храма. На месте прежней Норманской церкви стоит небольшая деревянная часовня. На прилегающей к церковному погосту площади в 1885 году возведено здание под церковно-приходскую школу на средства священника В.В. Смирнова.
Земли при церкви в пользовании причта 36 десятин, в том числе пахотной 30 д., лугов З д. и под усадьбами 3 д.
До освобождения крестьян от крепостной зависимости в церковном владении были еще леса, луга и земли, дарственные помещиками в количестве равном пропорции церковно-казенной земли. Угодья те обведены были столбами и межевыми знаками и причт ими владел беспрекословно. Но теперь за этими угодьями осталось только одно название «угодий поповских“ — они возвращены помещикам.
Дома у причта мирские, деревянные, удобны и поместительны, ремонтируются на счет прихожан, которых в приходе по числу душ не много: именно 360 д. м. п. и 380 ж., живущих в 120 дворах.

Прихожане и их жизнь

Прихожане все без исключения бывшие помещичьи крестьяне г.г. Булатова, Болтина и Сергеева в большинстве чисто русские и частично обрусевшие из мангушей и мордвы. По вере все православные с давних времен, но придерживающиеся некоторых предрассудков и поверий. Так, например, верят в колдунов, домовых, леших и русалок, обращаются к ворожеям и знахарям, верят в живой огонь, почему во время губительных поветрий на людей и скот копают рвы, на помосте которых возжигают живой огонь, добываемый через трение кусков дерева один о другой, и под этот помост проходят люди, если поветрие на людей, и прогоняется скот, если свирепствует эпизоотия. Прибегают также в подобных случаях к опахиванию селения по ночам. Исправляют коляду и семик, на свадьбах и похоронах допускают много суеверного. Святки, масленицу и праздники проводят неприлично.
До 1876 года Мангушевцы не знали и не почитали праздников Сретенья Господня, Рождества Богородицы, Введения во храм Божьей Матери, Рождества Иоанна Крестителя, дней Иоанна Богослова и других великих святых. Но теперь и эти праздники стали знать прихожане и почитать. Вообще, благодаря постоянной проповеди в церкви, внебогослужебным беседам, заведенным с 1883 года, и открытому в 1884 году церковноприходскому училищу, невежество и странные поверья стали заметно ослабевать.
Все население прихода от малого и до старого ныне охотно посещают храм Божий во время богослужений, ходят и на внебогослужебные беседы, исповедуются и причащаются св. Тайн без уклонений. Больные даже елеепомазуются без всяких предубеждений и примет, не так, как было прежде. Многие заказывают заздравные и заупокойные литургии, молебны и панихиды служат и в храме и по домам. При засухах и других бедствиях просят священника молебствовать по нескольку дней к ряду.
Распутства, пьянства и воровства между Мангушевцами не замечается, но замечается у них нечистоплотность: во всем селении нет ни одной бани, посуда употребляется одна и та же без разбора, как попало, на все и на чистое и нечистое, по какой-то непонятной привычке….

Земля у Мангушевцев почти вся черноземная. Хлеб сеется и родится всякий, равно и овощи. Главное занятое крестьян хлебопашество и скотоводство. Некоторые уходят на заработки, занимаются ямщиной, содержат постоялые дворы, почтовую и земскую станции. Есть и пчеловоды. Но в общем состояние Мангушевцев бедно: их богатство и бедность зависят от урожая или неурожая хлеба.
Прежде за господами Мангушевцы не знали что такое голод и нужда вообще, их не беспокоило содержание причта, да и о себе они мало думали, так как эти думы и заботы были на совести и ответственности помещиков. Даже сам храм был не на их попечении. Но в настоящее время все эти думы и заботы легли на самих крестьян, что делает их положение в особенности в неурожайные годы в высшей степени тяжелым.

С 1881 по 1886 год в летописи села Мангушева записаны следующие выдающиеся явления и события:
„Год 1881-й тягчайший: 1 Марта последовала мученическая кончина Государя Императора АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА II. Настроение прихожан было крайне печальное, служились частые панихиды. К довершению общего уныния и горя хлеб не уродился, люди и скот страдали от болезней и умирали. К утешению народному 16 июня посетил приход и храм Преосвященнейший Макарий. Поголовное благословение Архипастырем угнетенного духом и материально страждущего народа влило в жизнь прихожан отраду. Это уже не первое посещение Владыками Мангушева: были в нем Преосвященные: Антоний, Нектарий и Иоанникий.
Год 1882-й. От неурожая хлебов прихожане крайне обнищали, но нравственно поднялись: по настоянию священника закрыли питейное заведение. Сбавка податей, выкупа и окончательное утверждение наделов было принято со слезами благодарности: народ молился о здравии Царя.
Год 1883 й. Хлеба и овощей не было. С 15 по 18 мая праздновалось торжественно Коронование Их Императорских Величеств. Осенью утренняя и вечерняя заря осеняла все небо огненным пламенем, что по неразумению крестьян толковалось ими к светопреставлению. В этом году открыты в храме внебогослужебные беседы и школа простой грамотности.
Год 1884-й. Хлеб уродился, народ несколько оправился. Открыто церковно-приходское училище и попечительство.
Год 1885-й. Ржаной хлеб был плох, а яровой пропал совсем, уборка была трудная. Люди обедняли положительно. Апреля 6-го 1000-летие свв. Кириллу и Мефодию праздновалось торжественным образом, как только возможно праздновать в селе. Октября 17-го в престольный праздник Андрея Критского было освящение вновь выстроенного на средства священника церковно-приходского училища. В училище обучалось 25 мальчиков и 1 девочка. Законоучителем и попечителем школы состоит священник В. Смирнов, а помощницей ему села Ключева дочь дьякона девица Александра Ивановна Разумова, кончившая курс в Сергачском городском женском училище».

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 16 от 16 Августа 1892 года

Записи по теме