Храм в МоисеевкеПравославие 

Приход села Моисеевки Сергачского уезда Нижегородской епархии

О селе Моисеевке

Село Моисеевка отстоит от Нижнего-Новгорода на 150 верст и от Сергача на 40. Расположено село на ровном месте в четыре порядка квадратом, который с двух сторон пересекается ручьем с устроенной на нем по среди села преградой и образующем значительный пруд, из которого, а также и из немногих колодцев, жители довольствуются водой. Мимо села пролегает почтовый тракт из Арзамаса в Симбирск.
Местность прихода села Моисеевки безлесная и ровная. Почва земли черноземно-суглинистая. Грунтовые дороги удобные. Климат здоровый.
Моисеевский приход состоит из села Моисеевки, в котором 100 дворов, и деревни Протасовой, в которой 60 дворов, с населением в том и другой до 1050 душ обоего пола.
Граничит Моисеевка с востока – д. Протасовой, с запада – с. Гуленками, с севера – д. Шумовой и с юга – с. Карауловкой.
Местность, занимаемая приходом села Моисеевки, как и местность окрестных приходов Карауловского и Гуленского до самого села Юрьева (8 верст) с конца царствования Иоанна Грозного составляла родовую вотчину Бахметевых. Юрий Юрьевич — сын родоначальника Бахметевых Юрия Ивановича, будучи пожалован от Царя угодьями по Пьяне, годные для поселения места стал заселять жителями и образовывать поселки. Первый возникший поселок на пожалованной земле был назван именем владельца „Юрьев“, затем постепенно возникали и другие поселки, между ними и Моисеевка. Первый храм в вотчине Бахметевых построен на рубеже XVI и XVII столетий в Юрьеве. В Моисеевке же первый храм возник в XVII веке.
По смежности Моисеевки с деревней Шумовой той же вотчины село со времени устроения в нем церкви и до конца XVIII столетия писалось и называлось „Шумово-Моисеевка тож“. Когда же деревня Шумово отошла приходом к селу Гуленкам, за Шумовым-Моисеевкой осталось только одно последнее название. Шумово, прежде большой поселок, строениями почти соприкасавшийся с Моисеевкой, в последнее десятилетие XVIII века владельцами помещиками было более чем на половину развезено по другим селам их вотчин. Так часть была переселена в соседнее село Юрьево, а часть в село Никольское Самарской губернии за 450 верст от Моисеевки, остальная часть Шумовских крестьян в составе 80 дворов тогда же была отчислена приходом к селу Гуленкам.

Село Моисеевка Сергачского уезда (Гагинского района)

Моисеевка во владении рода Бахметевых оставалась до восьмидесятых годов прошлого столетия. Последним владельцем Моисеевки из рода Бахметевых по мужской линии был капитан гвардии Григорий Иванович Бахметев, который уступил Моисеевку в приданое за дочерью своей Натальей Григорьевной при выходе ее в замужество за князя Сергея Голицына. Внук князя Сергея Голицына Петр Алексеевич продал Моисеевку в 1855 году дворянину штабс-капитану Алексею Павловичу Козлову, а он отдал ее в приданое за дочерью Софьей Алексеевной при выхода ее замуж за генерал-лейтенанта Владимира Андреевича Клодт.

О храме в Моисеевке

Первый храм в Моисеевке, построенный в шестидесятых годах предпрошлого (XVII) столетия, был деревянный, холодный, однопрестольный во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм этот существовал до 1819 года, когда в случившуюся грозу от молнии загорелись прилегающие к храму крестьянские избы, с которых пламя перебросило на церковь, и она сгорела. Как памятная древность от сгоревшего храма сохраняются в ныне существующей церкви:
1) напрестольный сребропозлащенный крест с чеканной надписью: „В лето 7181 (1673) построен был сей крест Григория Бахметева женою его вдовою Марфою, а потом в 1775 г. возобновлен рачением вдовы Пелагеи Васильевой в село Шумово;
2) колокол весом 25 п. 17 ф., на котором отлито: „Пожертвован в село Шумово Лукояновской округи г.г. Бахметевыми 1786 г.“;
3) две резных иконы: а) распятие Иисуса Христа с предстоящими и б) Иисус Христос в терновом венце, сидящий в темнице (размером эта икона в человеческий рост) и г) некоторые богослужебный книги, как-то: Триод цветная, печатанная при Патриархе Никоне 1660 г., Октоих, печатанный „при местоблюстителе святейшего и высочайшего патриаршего престола всея России Кир Павле, Митрополите Сарском и Подонском 1666 г.“, Триад постная, печатанная при Патриархе Питириме 1672 г.

Современная пожару владелица Моисеевки княгиня Наталья Григорьевна Голицына, как скоро получила известие о происшедшем, озаботилась немедленно о создании в Моисеевке вновь церкви, но уже каменной и в честь Божьей Матери Казанской, возложив попечение о сем на своего вотчинного бурмистра Василия Иванова, по прошению которого в Июне 1820 года (№ 62) последовала от Преосвященного Нижегородского Моисея следующая благословенная грамота:
„Божьей милостью
Смиренный Моисей, Епископ Нижегородский и Арзамасский.
По благодати, дару и власти Всесвятого Животворящего Духа, данной нам от Самого Великого Архиерея Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чрез святые и священные Его Апостолы и их преемники, благословили мы Нижегородской епархии Сергачской округи в селе Моисеевке по прошению оного села вотчины Ея Сиятельства Княгини Натальи Григорьевны Голицыной бурмистра Василия Иванова соорудить вместо сгоревшей вновь каменную церковь в честь Казанская Божия Матери на удобном и пристойном месте с тем
1-е, чтобы по силе Высочайшего Его Императорского Величества повеления, 13 дня Декабря 1817 года состоявшегося заведена была оная вновь каменная церковь не иначе, как на площади, ибо среди обывательских домов построение церквей сим узаконением строго воспрещено; а сверх того вокруг оные выстроена б была в исправности и должном приличии ограда;
2-е, чтобы таковое строение церкви и ограды производить под смотрением заведывающего оное село Благочинного села Юрьева священника Феодора Григорьева во всем по утвержденному нами плану и фасаду и губернским архитектором Мецским подписанному и по подобно прочих греко-российских церквей,
3-е, в сей вновь сооружаемой церкви престол устроить по силе святых Отец правил и указов в вышину не менее аршина шести вершков и в ширину аршина четырех вершков и утвердить оный сверх помоста так, чтобы был непоколебим;
4-е, святыя иконы соразмерно высоте и ширине иконостаса поставить в оной, как установлено древним преданием святых Отец: впрочем наблюдать, чтобы сии иконы писаны были по древнему православного восточного греческого исповедания Церкви обычаю искусным художеством, а с иностранных образцов, а особливо не искусно писанных, также резных, каковые иметь запрещено, кроме Распятия Спаса нашего Иисуса Христа и то искуснейшей работы, отнюдь не было;
5-е, в алтаре кладезь и в церкви клиросы устроить и успособить в надлежащих местах порядочно;
6-е, по сооружении таковым образом всего церковного здания, престол и Жертвенник одеть приличными одеяниями и всю церковь всеми принадлежащими к священнослужению и благолепно вещами снабдить и удовольствовать;
7-е, когда тя церковь построена и всем принадлежащим снабдена и ко освящению изготовлена будет, тогда об освящении оные просить письменно от Нас благословения, с приложением всему церковному имуществу описи, за свидетельством означенного благочинного. Чего ради и дана сия Нами благословенная грамота, рукою Нашею подписанная и печатью Нашею благословенною утвержденная в Богоспасаемом Нижнем Нов Граде в Нашем Архиерейском доме в лето мироздания 7327-е, воплощения же Божия Слова 1820 года месяца Июня в день”.

Новая церковь, утварь и причт

К 1827 году церковь была построена и всем принадлежащим снабжена и изготовлена к освящению, которое и совершил в том году с благословения Преосвященного Афанасия Протоиерей с. Покрова Александр Васильев.
Храм занимает место внутри села на ровной площади в расстоянии от жилых пoмeщeний с восточной стороны на 50 сажен, с южной на 40, с северной на 26 и с западной на 35 сажен, тогда как прежний Никольский храм близко примыкал к крестьянским постройкам и стоял на крутом (ныне обваливающемся) берегу пруда.
В 1839 году вокруг церкви сделана деревянная ограда, переустроенная в 1882 году на средства прихожан.
В 1884 году усердием прихожан построена каменная трехярусная колокольня, которой до сего времени при церкви не было, а колокола висели на столбах.
С построением колокольни 25 пудовый Бахметевский колокол малыми размерами не отвечал массивности пролетов колокольни. Этот недостаток восполнили к общей радости прихожан двое состоятельных братьев из прихода Протасовского Николай и Степан Кузьмины Вавиловы, которые на свои исключительно средства приобрели в Нижегородской ярмарке колокол в 61 п. 29 ф., употребив на это 1020 р. 13 к. Сверх того Степан Вавилов пожертвовал в церковь две иконы в медных вызолоченных ризах и киотах: Великомученика Георгия и Воскресения Христова. Обе иконы утверждены на тумбах и поставлены в пространстве между амвоном и правым клиросом.
Кроме единичных благоукрасителей храма из прихожан они все прилежны к поддержанию и благолепию своего храма.
Так, Высокопреосвященнейший Иоанникий в посещение Моисеевской церкви в 1876 году, заметив, что пол в церкви из красного кирпича выбит яминами, указал прихожанам заменить кирпичный пол деревянным. Последними на следующий же год было исполнено указание Владыки: пол сделан сосновый на дубовых перерубах.
В 1887 году произведена прихожанами полная ремонтировка всей церкви как со вне, так и внутри, причем иконостас вызолочен заново и купол расписан. К сожалению церковь оставлена по-прежнему холодной, что в зимнее время неблагоприятно отзывается на священнослужащих и вредит, вследствие сырости, блaгoлeпию храма и сосредоточению религиозной настроенности в самих молящихся.

Утварью и всеми богослужебными принадлежностями Моисеевский храм хотя и достаточен, но не богат так, как богаты этим соседние храмы владельческого построения в Юрьеве, Карауловке, Шарапове, вероятно потому, что строительница храма княгиня Голицына строила и украшала храм только средствами своих крестьян-прихожан без всякого вклада от себя лично.
Библиотека церковная крайне незначительна: в ней всего 23 книжки нравоучительного содержания. В архиве церковном хранится план на церковную землю и две межевые книги межеваний 1786 года, благословенная храмозданная грамота (приведенная выше), метрические и исповедные росписи с 1799 года и брачные обыски с 1828 года.
Кладбище приходское до 1819 года находилось в ограде сгоревшей церкви, а потом для него отведено место за селом в расстоянии от настоящего храма на 200 сажен; ограждено оно канавой и валом. Из лиц, заслуживающих исторической памяти, не лежит никого ни на старом, ни на новом кладбище.

Причта при Моисеевской церкви до 1855 года был полный штат, в 1855 году закрыто дьяконское место, а по „положению” 1869 года оставлены только два члена: священник и псаломщик, с отменой же „положения” 1869 года восстановлена вакансия дьякона.
Содержание причт получает главным образом от земли, которой имеется в нарезке 38 десятин исключительно пахотной (сенных покосов и лесных угодий у причта нет). Почва ее черноземно-суглинистая, урожай с десятины бывает до 450 снопов.
Причт сам не обрабатывает земли, как то было прежде, но отдает ее на обработку исполу, причем половиной урожая всякого хлеба пользуется земледелец за обработку, а другая половина идет причту за землю.
Не производит ныне причт и хлебных сборов по приходу, но по взаимному соглашению причта и прихожан получает с 1882 года отсыпного с прихожан по 160 мер ржи и столько же овса, сверх обычных денежных даяний за труды.
Дома у священно-церковнослужителей были всегда и теперь собственные.

Прихожане

Население Моисеевского прихода все чисто русское и по исповеданию веры православное. Раскольников не было и нет ни одного человека. Кроме прилежной заботливости о поддержании и благоукрашении своего приходского храма прихожане Моисеевские усердно посещают церковные богослужения, благоговейно встречают и провождают праздничные дни, свято блюдут установленные Церковью посты, долг исповеди и св. Тайн причастия исполняют все, за весьма редкими исключениями по отлучке на заработки в Великий пост, а старики и старушки по несколько раз в год, не говоря о том, что они причащаются во все посты. У них есть еще обычай „не выходить из шести недель”, т. е. по прошествии каждых шести недель они опять исполняют сей святой долг.
Кроме молебных пений со святыми иконами по домам прихожан во дни святой Пасхи обходят еще дома прихожан для служения молебнов с храмовой иконой во дни празднования Казанской иконы Богоматери.
Из общественных молений Моисеевские прихожане отправляют всем миром, кроме установленных Церковью во дни святых Богоявлений, Преполовения Пятидесятницы и Происхождения честных древ, молебные пения еще во время засухи, когда крестным ходом ходят по полям.
В деле поминовения умерших Моисеевские прихожане важным и главным считают милостыню и кормление нищих. Заупокойные литургии заказывают только в день похорон и 40 день после смерти почивших.
Экономический и домашний быт Моисеевских прихожан не из завидных: Моисеевские крестьяне при даровании воли получили полный надел, т. е. по 3 десятины на душу, а Протасовские вышли на дарственную десятину, которой теперь при росте населения приходится менее полдесятины на душу. Безземелье породило в Протасовцах отхожие промыслы. Обыкновенно Протасовские крестьяне с наступлением весны отправляются почти все, оставляя дома только старых да малых, на заработки на Волгу, большей частно в Астрахань, где они занимаются выгрузкой из белян и баржей брусьев и дров.
Ремесел каких-либо в приходе не развито. Скотоводство за отсутствием пастбищ и лугов едва держится. Огородничество и садоводство не удовлетворяют нужд и домашнего обихода. Промысловых заведений, кроме девяти ветряных мельниц, в приходе нет.
До 1887 годи в приходе не было ни церковного попечительства, ни церковно-приходской школы.

Сообщ.: Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 7 от 1 Апреля 1894 года

Записи по теме

вверх